Больше рецензий

BelJust

Эксперт

по лени и унынию

13 января 2021 г. 08:44

3K

2.5

К сожалению, в данном романе весьма неудачно сошлись детали и авторские приёмы, которые не вызывают у меня восторга. Возможно, он является качественной сатирой, обличающей пороки высшего общества, но как же тяжело было вычленять сюжет, почти потерявшийся среди обилия всевозможных драпировок, витиеватых, но пустых и ненужных описаний, всевозможных поучительных историй и — что хуже всего! — попыток искусственно нарастить объём. В одной из глав автор открыто заявляет, что данная глава без обрамления из не имевших отношения к сюжету словоизлияний получилась бы слишком маленькой, так что, дорогие читатели, вот вам мои эксперименты со стилем повествования. Динамика полностью отсутствует, а яркие детали и какие-то интересные моменты зачастую растворяются в общей монотонности. Но, на мой взгляд, это не самая большая проблема. В конце концов при наличии интересных героев можно на многое не обращать внимание.

Однако и с персонажами у меня не сложилось. Я очень не люблю, когда автор пристрастен и демонстрирует явные симпатии или антипатии к кому-то из действующих лиц своего творения. А здесь автор не только вклинивается в повествование со своими отступлениями, объяснениями и оценкой каких-либо действий/событий, но и лишает возможности делать выводы самостоятельно, постоянно обличая своих не-героев. Начинает казаться, что он одинаково презирает всех персонажей и с особым восторгом расписывает их неудачи. Если второе утверждение субъективно и основано исключительно на личных впечатлениях, то первое имеет подтверждение в тексте самого романа.

Я сопоставил эти два случая, дабы вы могли видеть, что автор этой повести не из одних корыстных побуждений желает вывести на чистую воду и строго покарать своих злодеев; он питает к ним искреннюю ненависть, которую не в силах побороть и которая должна найти выход в подобающем порицании и осуждении.

Причем в своих обличительных речах автор проецирует пороки Ярмарки Тщеславия не только на самого себя, но и на читателей: вы, конечно, тоже бы стелились перед богатой тетей, чтобы получить наследство, и вы, конечно, тоже имеете каких-нибудь приятелей Дженкинсонов, к которым ходите пить баснословно дорогое вино и считать их расходы. На мой взгляд, Ярмарка Тщеславия — часть общества, возможно, даже большая часть, ибо красиво жить хочется многим, но всего лишь часть, а не целое. Так что становилось как-то неприятно моментами.

В данной истории нет ни одного положительного персонажа, но и отрицательные кажутся не живыми, а полыми фигурками. Причем малейший изъян (а ведь идеальных людей не бывает) автор возводит в абсолют и непомерно раздувает, превращая персонажей в карикатуры, наблюдать за которыми скучно. В центре повествования две девушки: Эмилия Седли и Ребекка Шарп. Обе завершили обучение в неком пансионе и вступают во взрослую жизнь. Эмилия, которую автор безо всяких пояснений величает периодически дурочкой, — милое, кроткое и совершенно никакое существо, способное выдавать лишь потоки слез. Её все любят, она всех любит, у неё в наличии подушка безопасности в лице состоятельных родителей и жених с сомнительными моральными принципами. У Ребекки подушка безопасности отсутствует, зато есть воспоминания о настоящей бедности. Где-то половину книги я искренне недоумевала, почему автор из-за совершенно невинных вещей именует юную Бекки злодейкой. Логично, что человек, живший в нищете, будет грезить о благополучии и прилагать для этого все усилия. Причем первую половину книги женатыми любовниками Ребекка не обзаводилась, трепетных юношей ни у кого не отбивала, не крала, так к чему были потоки авторской желчи? Видимо, автор и сам понял, что образ вселенского зла в кружевах оказался неубедительным, так что во второй половине истории Ребекка бесповоротно вступает на путь мошенничества и удовольствий любой ценой. Остальные персонажи — различные ипостаси жадности, тщеславия, непомерной гордыни. Даже условно положительные герои имеют некий фатальный изъян: в нежной печальной Эмилии обнаруживается циничная расчетливость, а в Уильяме Доббине, который являлся трагичным воплощением бескорыстной невзаимной любви и самопожертвования, то ли большая глупость, то ли столь же сомнительная тяга к манипуляциям.

В финале все получают свою порцию благополучия, такого же фальшивого и изувеченного, как и всё на Ярмарке Тщеславия.

Книга прочитана в рамках игр "Killwish" и "Создай своего идола" (Аниме Игры).