Больше рецензий

11 января 2021 г. 22:35

186

3 О том какие ляпы есть и как могло бы быть

Сразу хочу предупредить, что это написано для тех, кто уже читал, т. к тут будут споллеры.
Помню, что эту книженцию я читал лет в 15. И тогда она оставила о себе хорошее впечатление. Но я совсем забыл о чём там. Вернее помню, что про мутацию какой-то бактерии, но что конкретно - забыл. И вот попался мне на глаза сей труд. Дай, - думаю, - освежу в памяти и читану между делом.
Первое же впечатление - что это за нудятина? Сюжет разворачивается со скрипом. Сначала несколько мини историй не связанных между собой по смыслу.
Решил: - это, видимо, для затравочки. Ну как по Чехову - сперва вводятся "ружья", чтобы потом они выстрелили. Набрался терпения, читаю. Вроде бы начинают разворачиваться события, не связанные сюжеты объединяются в одну линию. И вроде бы даже поживее становится, полу-экшн такой. Читаю.
Излишними описаниями не значащих моментов не изобилует, но тем не менее они присутствуют. Например несколько страниц описывается взлёт самолета, хотя об этом нужно было сказать всего пару фраз, т. к это всего лишь событие отображающее факт того, что персонаж совершил перелёт из точки "а" в точку "б". Представьте, что вы смотрите фильм и вам пять минут показывают, как взлетает самолёт. Какой бы была ваша реакция и как это сказалось бы на вашем отношении к фильму? Ну никто не любит нудятину, все любят когда события разворачиваются динамично, чтобы было не скучно смотреть или читать. Благо тут не много таких моментов, но присутствуют и это портит общее впечатление.
Но давайте о книголяпах.
1. Попав в канализацию на этот разлагаемый пластик, бактерия не перестала мутировать, т. к постепенно она приспосабливалась к другим видам пластмасс. А это значит, что мутант перестал быть 59, а стал 80,157,631 итд. И это естественно. Но авторы продолжают называть культуру мутант-59, хотя сами открытым текстом пишут, что мутан-59 продолжал мутировать.
2. Раз уж бактерия развивалась в канализации, то появление её в метро, это вполне закономерно. Но какого чёрта она делала в роботе, компе управляющим дорожным движением, в самолёте который только прибывает в Лондон, в подводной лодке, и космическом корабле? Да, в книге есть упоминания, что некая логическая ячейка М-13 была заражена спорами. Но как, чёрт возьми, я вас спрашиваю, мутант-59 попал в эти ячейки, если чувак выведший 59-го, скончавшись опрокинул чашку с бактериями в раковину, от туда она попала в канализацию. Но каким боком она попала на завод микросхем? Косяк.
3. Так же вызывает недоумение то, что правительственные службы не знают что это за микроб и как с ним бороться (нет вакцины против него и быть не может, т. к исследования только-только начались), но уже ведётся дезинфекция и людей из зоны отпускают на все четыре стороны, вместо изоляции, т. к. они являются потенциальными разносчиками заразы. Ну хотя бы в лёгких, ведь они могли вдохнуть споры, а душ никак не смог бы продезинфицировать лёгкие. К тому же не понятно как мутант отреагирует на дезинфицирующий раствор. Вполне вероятно это может вызвать противоположный эффект (как пример: стрельба по пришельцу в фильме Эволюция). И это характеризует правительство как тупой, безответственный аппарат.
4. Ляп со спорами на ручке. Раз уж они попали на ручку, то контора агентства, в которой этих спор было пруд-пруди, должна была стать ещё одним очагом распространения инфекции в Лондоне за переделами зоны отчуждения. Но про "второй фронт атаки" ни слова. Более того, они спокойно туда возвращаются и вся аппаратура там прекрасно работает, а мутант, почему-то никак не заинтересован в местном пластике.
5. Заинтересовал такой момент: а что в Британии можно пройти на борт с пробирками с непонятным содержимым, например со спорами Сибирской язвы? И никто тебя не проверяет, что ты там везёшь? Креймер же прошёл с образцами для НАСА и его пропустили. И вообще, в городе творится жесть, королева подписала документ о ЧС, военные, хим-войска и всё такое, пол города оцеплено, вводятся чрезвычайные меры, всех на самоизоляцию посадили... А тут из аэропорта, как ни в чём не бывало, по расписанию вылетает самолёт, и никто его не задерживает. Чё серьёзно? Что там вообще нет ни какой системы безопасности? Ай-яй-яй! Должны были все рейсы притормозить до выяснения, как говорится. А тут побрызгали с верху маленько... Но внутри никакой дезинфекции, пассажиров, багаж никто не проверяет, даже вон пробирки в кармане с Сибирской язвой (ну ладно, с так называемым Мутантом-59) проноси - не хочу. Что опять правительство - тупой, безответственный аппарат?
6. Следующая претензия к авторам по поводу спор пронесённых Креймером на ручке на самолёт. А ни чё так, что в канализации бактерия мутировала одним образом и понадобилось много поколений пока она научилась кушать любой пластик. А Спора с ручки, прошла другой путь и у неё не было тех поколений и такого знакомства с разными пластиками, чтобы научиться жрать всё подряд?
Напомню, лишь попав в метро, мутант наткнулся на разные виды пластмасс, до этого он питался исключительно дегроном в канализации. Мало того, что у Креймера просто физически не могло быть образца (ведь робот-астронавт ходил по торговому центру а не по канализации, и бактерия-пластикоед никак не могла на него попасть, а у него были заражены именно пластиковые шестерни, про м-13 там нет ни каких упоминаний), так и научиться кушать всё подряд ей было не где - она же находилась в лаборатории и питалась только тем, чем её кормил Скэнлон, а ассортимент там был не столь высок, чтобы она мутировала до всеядства.
Эти проколы сразу бросаются в глаза. Может я слишком придирчив? Но это же очевидно! И раз это научная фантастика, то и подход должен быть адекватный. Вся фантастика в романе заключается именно в том, что микроорганизм научился кушать пластик, всё остальное должно быть адекватным реагированием на ситуацию и научный подход.
Отдельного упоминания заслуживают сцены противоречащие физике - и это-то в научной фантастике!
Случай, когда пена вылезла из раковины, немного нагазовала, а потом от взрыва грабителей, огонь устремился под землю в коллектор. Чё серьёзно? Видимо физика у авторов была не самым любимым предметом в школе. Любой нал-мальца кумекающий головой, знает, что метан (а именно этот газ наряду с СО2 выделял мутант) легче кислорода, а это значит, что из трубы поднимался метан без кислорода. А для горения, как известно, нужен кислород. Значит огонь над трубой гореть мог, а в трубе - нет, и из комнаты огонь никак не мог пойти по трубе вниз.
Другой косяк со взорвавшейся яхтой. Киномиф придуманный для красивой картинки. Но зачем тащить его в книгу? Тут же не будет зрелищности. А бензобак от искры не взрывается, т. к внутри опять же пары бензина без кислорода. Нет окисления, нет горения (по сути это один и тот же процесс). (Не понятно, зачем вообще нужно было вводить этих персонажей? К сюжету они вообще ни какого отношения не имеют, а с ними только одни косяки связаны.)
Из той же оперы ляп про то, как чувака убило током потому, что он стоял в воде. Это киномиф из разряда: убийца убил жертву сидящего в ванне, бросив туда включенный фен. В жизни это не работает, т. к электроток всегда идёт путём наименьшего сопротивления. А у человека кожа имеет сопротивление выше чем вода. Следовательно электричество будет утекать мимо и вы даже лёгкой щекотки не почувствуете. Элементарная физика.
Блин, это же научная фантастика, зачем делать такие нелепые антинаучные косяки? Это же не жёлтая пресса, где можно писать всякую чушь, научная фантастика, как не крути должна быть научной, без всяких таких вот проколов со взрывающимися бензобаками.
На самом деле сюжет задуман неплохо и если его подправить, то получится весьма хорошее чтиво. Возьму на себя смелость предложить как, на мой взгляд, нужно было начать и завершить роман, чтобы не было этих изъянов сюжета.
Итак, начинается всё с того, что космический корабль входит в атмосферу, теряет управление и терпит крушение. Не сгоревшие его части, по воле случая падают близь Хитроу вместо того самого самолёта. Далее всё как по книге: забарахлил робот, произошёл сбой в компе управления дорожным движением. Ну и все те события что описаны. Только проработать выше означенные косяки и ляпы. Так же меняем повествование о том как и от куда появился Мутант-59. Это нужно для ровности сюжета и выглядит как-то так. На дворе Холодная война, гонка вооружения, разрабатываются различные виды вооружения. В том числе и биологические. Можно по другому: в Африке вспышка какой-нибудь эболы или ковид-19, учёные ищут противоядие. И вообще экспериментируют с разными микробами, чтобы замутить вакцину, а то мало ли что. Как в первом, так и во втором варианте, кто-то на верхах решает отправить микробы - разные вирусы, грибы и бактерии в космос, чтобы посмотреть как они будут развиваться в условиях невесомости (кстати, это реально делается). Ну и одна из бактерий - тот самый мутант-59, случайно мутирует непредсказуемым образом. Об этом ещё никто не знает. Но он уже начал действовать и подкрепился изоляцией космического корабля. Собственно, поэтому-то он и потерпел крушение. Пока корабль падал, большая часть микробов сгорела, но часть выжила, они-то и распылились над Лондоном в момент жёсткой "посадки" корабля, ну или того, что от него осталось. Ветерок дунул - споры разлетелись - кто на юг, а кто на север, а кто на волю полетел. Ну в смысле, часть попала на робота, часть в комп транспортного эксперимента, что-то в канализацию. Подлодку вообще убрать - она тут ни к селу ни к городу и ячейки М-13 тоже, т. к их заражение спорами из пальца высосано. Мутант стал и дальше мутировать. И не забыть про разные линии мутации в зависимости от того, куда попали первые мутанты: канализация, ТЦ, можно добавить ещё несколько очагов для полноты картины. Герои выживают в метро как могут. После - выбравшись из метро - начинают думать что делать с заразой. И не смотря на казалось бы уже найденный рецепт, у них ничего не выходит, т. к в разных очагах мутант приобрёл разные свойства.
Ну и не получается у них потому, что финал должен быть обязательно трагическим, иначе роман перестаёт быть роман-катастрофой и теряет свою, так сказать, смысловую нагрузку и назидательную суть. Что называется: сказка ложь, да в ней намёк! Не надо, мол, играть в бога, и экспериментировать с микробами. За историю человечества они не однократно выкашивали миллионы, и обуздать их нам не дано. А вот они как два пальца об асфальт могут нас изничтожить. Мол, товарищи правители, не нужно баловаться биооружием, т. к это палка о двух концах и всё такое.
Сама концовка - это история о том, как при заходе в аэропорт, происходит авиакатастрофа. В начале книги, она совершенно неуместна и лишина смысла. А вот в конце - в самый раз. Только катастрофа эта происходит не в Лондоне, а в Нью-Йорке из-за Креймера, который протащил на борт споры. (Но пронёс он их не на ручке, потому что это нелепо (ляп №4). Колбы с мутантом были повреждены во время турбулентности.) И таким образом эпидемия распространяется по всему миру.
Ну и конечно книгу придётся переименовать, но её итак надо переименовать, т. к название не соответствует (см. пункт №1). Особо не изгаляться, просто цифры убрать и норм, название становится подходящим.
Кстати, почему кому-нибудь не сделать ремейк по Мутанту-59? Вот ещё и на вторую часть сюжет.
Человечество лишается пластмасс, а так же прочих продуктов на основе переработки углеводородов. Без нефтяной иглы начинается ломка. Нефтяные магнаты, тормозящие развитие технологий связанных с другими видами сырья и энергии, разоряются и теряют власть и влияние. Джеррард и агентство, более не сдерживаемые лоббистами, направляют свою деятельность на поиски выхода из сложившейся ситуации. Отсутствие сдерживающего фактора даёт толчок к разработке альтернативных источников энергии на основе идей Тесла, а в качестве заменителя пластмасс начинают использовать стекловолокно и прочие продукты переработки кремниевых пород (песок, глина, кварц итд). Старая паразитическая модель цивилизации рушится, и вместе с новыми технологиями приходит новая идеология социального равенства и единства человечества как вида. Исчезают государства, и как следствие - вражда между ними. Человечество объединённое пережитым кризисом, сплачивается в единую расу. Отсутствие вражды народов высвобождает средства и время. Человечество направляет свой взор в космос. Тем временем, пока идут преобразования в обществе, прежние "командиры мира" пытаются восстановить утраченную власть и идут на разного рода ухищрения пытаясь действовать давно зарекомендовавшим себя способом: разделяй и властвуй. Смутные времена - смутные инструменты и нашим героям предстоят приключения от исхода которых зависит будущее землян. Как бы там ни было, агентство и прочие изобретатели, объединившиеся в гильдию, продолжают свою деятельность. Развитие новых кремниевых технологий проходит быстро и бурно. Период после падения пластмассового мира, вызванного Мутантом и Войны с капиталистами, длившийся несколько лет, вошёл в историю как Мрачные времена. Но Пережив его и победив в войне, человечество поднимается на новую ступень развития кремневой эры. И так начинается новая эпоха покорения космических просторов.
В третьей части, естественно, встреча "братьев" по разуму и неминуемый конфликт с инопланетным агрессором. Конфликт удаётся выиграть благодаря всё тому же мутанту, который хранился в пробирках в качестве музейного экспоната, который начисто съел инопланетные пластики повергнув агрессора впрах. А человечество получило лидирующее место в галактике, и как бонус многие технологии побеждённой стороны. Что сделало людей сверхразвитой сверхрасой колонизировавшей многие миры и замутив непобедимую человеческую империю. Короче не хилый такой экшн-боевик с элементами социальной фантастики.
Думаю будет отличная трилогия, так что если у кого есть писательский дар, то дерзайте, будет интересно почитать.))