Больше рецензий

GreenHedgehog

Эксперт

пока в пути. А я уже здесь.

11 января 2021 г. 13:54

509

2

Для меня эта книга стала одной из худших книг Крапивина. Казалось бы — почему? Тут вроде бы прекрасная завязка и интересная такая задумка. Фантастика, связанная с ностальгией по детству, неоднозначные герои, хитросплетения отношений между ними. Вот главный герой, по прозвищу Питвик — исследователь, отправившийся в экспедицию на супер-мега-космическом корабле, пробивающем пространство. Но время на этом корабле и на Земле идет по-разному. Поэтому, он возвращается из экспедиции в уже совершенно другое время. Где ощущает себя по настоящему одиноким. Все незнакомое, какое-то измененное, старых друзей и любимых мест уже и нет. А потом он встречает… себя. Из прошлого. По-настоящему существующего в этом же мире. Кто этот мальчик — до конца книги не особо-то ясно. То ли клон, то ли вытащенный из прошлого времени слепок, то ли еще кто-то. Но теперь Питвик должен обеспечить этому ребенку, обеспечить самому себе какой-то минимум для существования, позаботиться о нем и найти общий язык. Ведь для него этот мир еще более чужой, чем для Питвика. Он находится от его «родного» времени еще дальше.

Интересный же концепт? Есть тут что-то и от «Гуси-Гуси» и от «Голубятни на желтой поляне» и еще от многих других книг Командора. Вот только вышло все это… максимально сумбурно. Здесь нет какой-то общей канвы сюжета. Герои просто попадают из одной передряги в другую. Да, тут есть общий для всей книги антагонист и, пожалуй, этот антагонист наиболее жестокий среди всех книжных злодеев Крапивина. Если другие злодеи использовали для насилия какие-то моральные приемы, вроде криков, ругани, иногда, в самом страшном случае, физические средства, вроде порки или избиений, то Полоз мыслит в других категориях. Он ответственен за смерти детей. И не просто за смерти, а судя, по всему, о чем написано в этой книге — за массовые. При этом сам Полоз… не страшный. Да, вот такой парадокс. Он какой-то максимально опереточный. Больше напоминает противного таракана. Его вроде бы травят, но он вылазит в другой части романа. Его снова травят, но он появляется в третьей, с ним вроде расправляются, но потом… и так до самого конца. Большинство из злодеев Крапивина, которые используют менее радикальные способы в отношении детей, пугают куда сильнее. Просто своей какой-то неотвратимостью, своей реалистичностью что ли.

Вообще это второй бич книги. Я бы назвал его мультяшностью. То есть проблемы здесь поднимаются куда более сложные и жуткие чем в других книгах Крапивина. Детская смертность, безразличие общества к беспризорникам, сложности в принятии себя и других, много религиозных отсылок. Но средства, которыми они демонстрируются за эту жуткость никак не отвечают и превращают все, чуть ли не в карикатуру. Вот вам измененный пример для понимания. Некий злодей придумывает как избавить парк от ёжиков. Он говорит руководителям парка, а давайте сделаем большое отравленное яблоко! Прибегут ёжики, скушают яблоко и сдохнут. Но мы типа не при чем, скажем, что это был несчастный случай. Внезапно, герои обнаруживают этот хитрый план и выводят исполнителя на чистую воду. Все посетители парка в ужасе. Да, им тоже не особо нравятся ёжики, но травить их никто не хочет. Тогда руководство, уже новое, говорит, да, это был косяк прошлого руководства. Но вот сейчас все изменилось, и мы больше не хотим травить ёжиков. Поэтому сделали для них еще одно яблоко! Оно вкусное и совсем не отравленное. Но внезапно, главные герои узнают, что это яблоко тоже отравлено! И стоят за этим яблоком все тот же злодей. Выглядит вся эта сцена… глупо, согласитесь? И такое в книге встречается довольно часто.

Такое ощущение, что Крапивин решил по максимуму запихать в свою книгу всяких смыслов, философии и аллюзий. Но не получилось у него все это объединить в один сюжет как-то плавно и аккуратно. Пришлось кое-что изменить в угоду сюжета, что-то упростит, что-то выкинуть. Некоторые ниточки так и остались висеть в пустоте, ни к чему не пришитые. Какие-то важные и трогательные моменты остались без сюжетной опоры. Герои поступают здесь не так, как поступили бы герои, а так, словно выполняя заказ автора. Надо, чтобы один герой обиделся на другого, значит обидится, по какой-нибудь совершенно надуманной причине. Надо чтобы они помирились, значит помирятся. Эту книгу, в отличии от многих других я читал с трудом. Мне было как-то некомфортно продираться через нее. Следить за очередными передрягами, которые выпадают на героев, мне не очень-то и хотелось. Да и понимание, что злодей в очередной раз уйдет от наказания, а нам покажут лишь «обманку», ведь до конца книги еще несколько сотен страниц — тоже не радовало. Так что да, эта книга, как бы не называл автор её своей «очень личной», мне не зашла, какие бы интересные и трогательные моменты в ней не встречались. Увы.