Больше рецензий

11 января 2021 г. 00:01

511

1 Эту книгу могла бы написать нейросеть

Мое знакомство с творчеством Сафона началось с "Тени ветра" и продолжилось "Игрой ангела". Первая часть серии мне понравилась. Сюжет слишком сильно опирался на совпадения, местами мне сильно не нравился юмор, но в целом произведение было насыщенным событиями и относительно последовательным. В "Игре ангела" у меня уже появились некоторые вопросы к писателю, решившему переписать "Мастера и Маргариту", сделав ее гротескным романом без начала и конца. Впрочем, внимательный читатель и в той части мог догадаться обо всем сам, и это стало единственным плюсом той книги для меня.

Если говорить про "Узник неба", то эта книга, на мой взгляд, не только не имеет самостоятельной ценности, но и в каком-то смысле снижает ценность "Игры ангела". Это самый короткий роман автора, и фактически половину его Сафон занят тем, что разжевывает читателю события "Игры ангела".

Самое неприятное, что в пути теряется то, что составляло львиную долю шарма предыдущих произведений писателя, а именно Барселона. Город не фигурирует в "Узнике неба" как один из ключевых героев повествования, здесь вы не встретите атмосферных описаний различных мест и кварталов. Вместо этого Сафон решил посостязаться с именитым мастером садистской прозы Никласом Натт-о-Дагом в том, кто сможет написать более изощренное омерзительное описание всевозможных пыток и трупов. Попытка, естественно, не удалась (отвратительнее Натт-о-Дага написать, мне кажется, невозможно), но читать всю часть про предысторию Фермина было неприятно.

Что касается второй половины книги, то вплоть до последней страницы читатель ждет, что произойдет хоть что-то, но этому ожиданию не суждено сбыться. В сюжете "Узника неба" есть 2 загадки. Ответ на первую нам преподносят на блюдце где-то к середине книги. На вторую - ровно через 2 страницы после ее возникновения. О чем же тогда остальные страниц 150? Не поверите, все исключительно про отношения: интрижки молодости, интрижки старости, потенциальная супружеская неверность. Если честно, у Сафона во всех книгах все женские персонажи - это безликий и бесхребетный кусок картона, созданный лишь для удовлетворения низменных потребностей мужских персонажей. В "Узнике неба" эта особенность писателя просто не прикрыта ничем, что напоминало бы захватывающий сюжет.

Я не знаю, почему в этой книге Сафон решил вдруг сфокусироваться на своих слабых сторонах как писателя, отринув все сильные. Возможно, это был своего рода вызов самому себе? Или издательство давило по срокам, а вдохновение все не являлось, поэтому на выходе получилось вот это? 4 часть после такого даже читать не хочется.