Больше рецензий

Prosto_Elena

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 января 2021 г. 20:07

442

5 Все главные идеи в одной книге.

Книга состоит из нескольких эссе и  лекций, глав из книг "О Расине" и "Мифологии". Ну и конечно, в ней есть  знаменитая статья  "Смерть автора". Такой набор даёт исчерпывающее представление о взглядах Барта.

Барту интересна не  система знаков и денотативных значений, а возникающие в процессе коммуникации  "коннотативные" значения, особое содержание которых позволяет тому или иному обществу  дистанцироваться в культурно-историческом.

Барт  утверждает, что в массовом сознании происходит фетишизация языка. В сознании людей укореняется множество разнообразных мифов, которые появляются благодаря наделения языковых конструкций силой описываемых ими вещей и явлений.

Кроме того, вещи и явления начинают претендовать на наделёность смыслом. Возникает феномен товарного фетишизма.

Мы становимся потребителями ложного, "ненастоящего", замифологизированного, деформированного образа действительности.

"Функция мифа — удалять реальность, вещи в нем буквально обескровливаются, постоянно истекая бесследно улетучивающейся реальностью, он ощущается как ее отсутствие.


...миф не может быть вещью, концептом или идеей; он представляет собой один из способов означивания; миф - это форма".

Яркий пример - мозг Энштейна.

"Мозг Эйнштейна стал объектом мифологизации, что привело к парадоксальному результату: величайший ум предстал в образе чрезвычайно сложного механизма; человек, чей интеллект показался слишком мощным, был освобожден от психики и причислен к миру роботов".


"...в силу своей специализации в области математики сверхчеловек Эйнштейн лишен какого бы то ни было магического начала, в нём нет никакой неуловимой силы, никакой тайны, одна только механика; Эйнштейн - это совершеннейший орган, способный творить чудеса, но сам он вполне реален, даже наделен физиологическими функциям".

То же самое у нас произошло с Пушкиным. Для нас это - образ, символ, практически нарицательный герой.

Следующая часть книги посвящена текстам, авторам, читателям, литературе.

Барт утверждает, что "единственность" прочтения любого текста отсутствует, из-за разной подготовленности читателя.

"писать — значит предоставлять другим заботу о завершенности твоего слова; письмо есть всего лишь предложение, отклик на которое никогда не известен"

В качестве примера анализа текста приведён разбор новеллы  Эдгара По "Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром" в переводе Бодлера.

Кроме того,  согласно его взглядам, текст есть своего рода удовольствие, а чтение – прогулка или даже сексуальное удовлетворение. Он даже вводит термины  «текст-наслаждение» и «текст-удовольствие».

"Текст-удовольствие - это текст, приносящий удовлетворение, заполняющий нас без остатка, вызывающий эйфорию; он идет от культуры, не порывает с ней и связан с практикой комфортабельного чтения. Текст-наслаждение - это текст, вызывающий чувство потерянности, дискомфорта (порой доходящее до тоскливости); он расшатывает исторические, культурные, психологические устои читателя, его привычные вкусы, ценности, воспоминания, вызывает кризис в его отношениях с языком".

В книге имеется ещё много интересных идей и выводов.

Конечно, это не лёгкое чтение, но оно того стоит.