Больше рецензий

Ullen

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 января 2021 г. 02:12

169

4

Вы слышали о Евдокии Нагродской, писательнице и поэтессе? А любовный масонский роман доводилось читать? А в Санкт-Петербург начала 20 века не желаете ли? Зачем? А для того, чтобы стать лучшей версией самого себя вместе с героями романа «Белая колоннада».
Завязка книги вполне соответствует понятиям «дамский роман». Умная, красивая, уважаемая и богатая вдова Екатерина Антоновна по любви собирается повторно выйти замуж за обаятельного красавца-военного Николая Лопатова. Однако случайное знакомство с жизнерадостной и простодушной курсисткой Талей вносит решительные перемены в жизненные планы всех действующих лиц. Так что история «мудрой дурочки» и «неразумной умницы» помимо любовных коллизий имеет под собой ни много ни мало масонскую подоплеку, поскольку самой писательнице масонская идеология была весьма близка.
Тема личностного роста, духовного самосовершенствования и альтруизма занимает главенствующее место в этом романе. Человек счастлив, лишь будучи наполненным светом, любовью и стремлением помочь всем, кто в этом нуждается. Поскольку я в масонские тайны отчего-то посвящена мало, то не слишком владею информацией о жизненных принципах этого эзотерического общества. Однако вычитала, что «главной деятельностью масонства остаётся благотворительность, нравственное совершенствование (в большинстве случаев требующее веры в Высшую Сущность), а также развитие и сохранение братской дружбы в братской среде». Благотворительности здесь достаточно, но вот в духовные перерождения мне верится слабо, так что персонаж Тали для меня неправдоподобен.

«…думай о том, что надо любить, как можно больше любить! Сначала полюби хоть тех, кто тебе симпатичен, не скрывай этого, подходи и говори прямо этим людям, что любишь их. Не думай, что можешь показаться смешной и нелепой. Будь как дитя в любви своей, и люди, может быть, насмехаясь над тобой, дадут тебе частицу любви своей, и у них посветлеет на сердце…»

Лопатов – вполне жизнеспособный персонаж, но картонный, шаблонный. Так что наиболее интересным, достоверным и даже современным мне представляется образ госпожи Екатерины Накатовой.
Символика произведения тоже вполне укладывается в масонскую «систему морали, скрытую в аллегориях и проиллюстрированную символами», а чем колоннада не символ? Роман чересчур наивен, старомодно экзальтирован ахами, вздохами и театральными сценами в тех эпизодах, где появляется начинающая актриса, но стремление сделать мир лучше почти всегда выглядит наивно. Люди, призывающие к любви и ненасилию, почти всегда выглядят не от мира сего. И все же, попытка вдохновить читателя стать лучше, терпимее и воспарить над землей, найти свою «белую колоннаду», на мой взгляд, достойна уважения.

«Я не люблю людей без колоннады. Я не люблю людей, которые… Ну… которым никогда ничего «не кажется».