Больше рецензий

7 января 2021 г. 11:01

541

3

Мое первое знакомство с Артуром Кларком. Данный писатель всегда был на слуху как зачинатель жанра научной фантастики наравне с Айзеком Азимовым. В первой книге цикла Космическая одиссея мы наблюдаем историю первого столкновения человечества с внеземной цивилизацией.

Роман начинается с обыгрывания популярной идеи о вмешательстве внеземной цивилизации в развитие человека. Причем вмешательстве настолько тонком, что не очень понятно насколько оно вообще было необходимо. Но в целом это интересная идея, хотя она и не объясняет возникновение человеческого разума (чтобы мы не понимали под этим понятием).

Далее нам рассказывают историю не столь отдалённого будущего в начале третьего тысячелетия (роман был написан в 1968 году). Человечество уже активно осваивает Луну, строит там базы и поглядывает с любопытством на другие объекты нашей системы. Здесь мы все должны почувствовать свою вину за неоправдавшиеся надежды писателя, который жил в период колоссального прогресса в плане освоения космоса и верил, что так будет продолжаться и далее. Но он ошибся, ибо забыл учесть, что весь этот прогресс подталкивался космической гонкой двух сверхдержав, целью которых было не познание нового, а банальное устрашение противника своим могуществом. Как миллион лет назад наши предки громко вопили и махали своими примитивными оружиями так и в 70-х все махали своими космическими программами. В 90-х методы устрашения изменились и прогресс остановился.

Но оставим в стороне меланхолические отступления и вернёмся к сюжету. В ходе исследовательских работ на Луне человечество обнаруживает закопанный объект искусственного происхождения возрастом 3 миллиона лет. Было выяснено, что он посылает сигналы к одному из спутников Сатурна. Как и следовало ожидать, туда была послана группа ученных для разведки и изучения данной области. По пути происходит сбой в работе главного компьютера и вся команда кроме одного пилота погибают. Здесь мне показалось очень необычным поведение главного компьютера, которому автор зачем то приписал инстинкт самосохранения со всеми вытекающими. Искусственный интеллект ещё только начал развиваться, а его уже сразу наделили кровожадными наклонностями и человеческими страхами. Очень пессимистично для автора научной фантастики.

Оставшийся в живых член экипажа добирается до точки назначения и обнаруживает там гиперпространственный туннель, который переносит его в другую часть галактики, где высшая форма разума превращает его в некую бестелесную сущность с неограниченными возможностями. До этого момента в сюжете все было кристально ясно, хотя и спорно. Но далее история принимает очень туманные очертания, в которой с непонятной мотивацией над героем проводят какие-то манипуляция превращающие его почти что в бога со странным набором способностей. Он бессмертен, способен перемещаться с неограниченной скоростью меж звёзд и сквозь них, но тем не менее все ещё подвержен эмоциям вроде страха и чувства одиночества. И никто ему не объяснил, что ему теперь со всем этим делать.

В целом для того времени в котором жил Артур Кларк этот роман был новым в области сюжетов космических путешествий и внеземного разума. Поэтому и воспринимался с восторгом и удивлением. В наше же время, когда эта тема была много раз обыграна в фильмах и книгах концовка романа оставляет чувство растерянности и непонимания. В плане ознакомления с историей развития научной фантастики роман вполне неплох.