Больше рецензий

5 января 2021 г. 15:18

114

5

Астафьев В. " Кража".
"Публика", "шантрапа", "кинуха", " жошка", "закрючил взглядом"- сразу окунаемся в атмосферу детского дома, где правит мир бывших бродяг, детей с родителями- "медвежатниками". Валериан Иванович несёт этот груз ответственности как заведующий детдома. Хочет ли бросить эту работу? "На кого их кинешь?"- говорит себе.
Человек, прошедший войну, понимающий, что имеет дело не с просто детьми, а выжившими во время мора, голода 30- х, растущих в детдоме без родителей или живых зверей, не может оставить маленьких. Они разные. И идёт, в общем-то, по пути интуиции во многом. Так было в смерти Гошки, так было и в краже.
" Как хорошо, что нашла она меня, эта работа!"- говорит себе Валериан Иванович после разговора с Толей, когда тот лишь в двух словах дал понять, что сделает все, чтобы вернуть украденные деньги, чтобы дети кассирши были с мамой.
Может, с виду- босяки, детдомовцы. Но это дети, что также прошли боль, что знают и ценят добро. Как пример, Толик Мазов. Его называют любимчиком Валериана Ивановича, а почему? Искренно любит заведующего, чувствует правоту его жизни, труда. Вот и защищает, пристыдив Маргариту Савельевна, дав оплеуху Борьке, приструнив Маруську.
Язык Астафьева живой, гибкий. Он сам герой. Особенно понимаешь это, читая моменты, связанные с природой, окружающей героев средой. Так и должно быть у великого писателя, который не наделяет окружающее жизнью, а показывает нам эту жизнь, что бьётся, но не заметна нам. Через слово всплывает она на страницах: "висели обломанными клыками сосульки", "зализанные ветром темные проталины", "бодрился чертополох", " капустные кочерыжки ...присолены инеем", "земля, схваченная корочкой", "... Пламя, шарахающееся в яростной утробе топки"Пейзаж и описание окружения никогда- никогда неслучайны. Они живут в контексте событий, лиц, отсюда должна быть внимательность. "... неторопливо, надменно двинется широкая река. Следом за нею, как падчерица, послушно тронется тиховодная протока", "... поднимается, что квашня на опаре, возбуждение..."бревно- утопленник". Обращаю внимание, что у Астафьева часто этот контекст связан с Толькой Мазовым, который, как мотылек, летит то к огоньку Ибрагима, то к одиночеству и витерку, реке.
Толя- стержень моральный в книге. Его поиски себя в ситуации кражи, его " патриотизм", как иронично говорит Попик, помогая ему добыть деньги, - все это стремление остаться человеком в данной грязи. " Всё чаще и чаще Толя задумывался, и жить ему от этого делалось трудней". Он искренне страдает за Аркашку и Наташку, за рабочих на баржах, которым несёт табак. Он не может пойти к Ибрагиму в кочегарку с деньгами, которые жгут руки. Ибрагим "ничем не запятнал себя, не запутал свою жизнь". А чем она легка? У него "искаженные занозами, тёмные от работы руки", тяжело зарабатывает на жизнь, но именно о нем мальчик думает, что "не встречал ещё человека чище и светлей". Астафьев даёт понять, что жизнь Толи тяжела, очень, но при этом не приукрашивает будущее и жизнь вообще: "... всё, что было в его душе, а всего-то было ещё горсточка, нес собою". Впереди у Толи, как всех, много новых бед, к сожалению.
Сцены в детдоме, судьба Валериана Ивановича да и каждого из ребят просятся в кинокадры. Драка, точнее, запланированное избиение Толи, читается с болью, напряжённо, когда погружаешься ....в эти зверства, творимые детьми. Но все равно ловишь себя на мысли: как же удалось детально, зримо все описать? Как бы выглядело это в яве? Ведь
надо знать хоть бы и через кадры кино великую книгу.
Астафьев кратко, точно передал в названии "Кража" многое. Это и факт истории, уголовное дело. Это и кража доверия: как Влериану Ивановичу доверять воспитанникам? Конечно, создавая детдом из приемника он понимал, кто эти дети, подростки, но они ограбили как кассиршу, у которой двое детей, так и его сердце. Это и кража доверия одних детей у других, акт проверки на "вшивость": кто встанет на сторону Толика, кто?
В простом, казалось бы, сюжете вплетена сложнейшая нравственная тема. Разрешимы ли все эти вопросы? Спасибо, что читаете.

.