Больше рецензий

yantenna

Эксперт

как умею так и экспертствую

5 января 2021 г. 10:27

4K

3.5

Действующие лица в этой трагедии:
Господь, он же Бог, самый главный в этом мире, в других мирах другие боги главные, например, Зевс.
Мефистофель, он же Дьявол, далеко не самый главный, "средь чертей ..не вышел чином", любимец Господа.
"Таким, как ты, я никогда не враг.
Из духов отрицанья ты всех менее
Бывал мне в тягость, плут и весельчак."

Фауст - средневековый учёный и преподаватель.
Маргарита и Елена Троянская (та самая, древнегреческая) - женщины, которых любил Фауст.
И огромная куча разнообразных персонажей.

В "Прологе на небе" архангелы вместе с небесным воинством поют хвалу Господу и величию его дел по созданию мироздания. И тут появляется Мефистофель и портит всю благостную картину характеристикой жизни человека на земле.

"Господь
...Так на земле все для тебя не так?
Мефистофель
Да, господи, там беспросветный мрак,
И человеку бедному так худо,
Что даже я щажу его покуда."
"Он лучше б жил чуть-чуть, не озари
Его ты божьей искрой изнутри.
Он эту искру разумом зовет
И с этой искрой скот скотом живет."

В общем, Мефистофель считал человека ничтожеством. Господь же считал, что разум человека ведёт его по пути поиска истинных знаний. В этом предназначение человека, смысл его жизни. И среди людей есть такие, как Фауст, искатели истинных знаний. (Ну какая тут истина, всё ж по воле божьей. Господу должно быть интересно наблюдать за такими искателями, закрывая при этом глаза на средства и способы их поиска.) Но по мнению Мефистофеля, человек, даже такой, как Фауст, ничтожен и жалок и запросто откажется от поиска знаний. Господь предложил ему обломать Фауста, Мефистофель ответил, что для него это не проблема. И они поспорили.

Мефистофель явился к Фаусту и предложил ему свои услуги и свои возможности. Они договорились, что Мефистофель будет служить Фаусту до тех пор, пока Фауст не успокоится, довольствуясь достигнутым. И если это случится, чёрт выиграет и тогда Фауст после смерти будет уже служить ему.

Итак, Фауст - искатель истинных знаний. Не истинными - он накачался под завязку, они не приблизили его к цели.

"Я богословьем овладел,
Над философией корпел,
Юриспруденцию долбил
И медицину изучил.
Однако я при этом всем
Был и остался дураком."

Он хочет знать всё, "тайну бытия", "Вселенной внутреннюю связь", постигнуть "всё сущее". Такая вот цель у скромного учёного затворника. Он решает добиваться этого любыми средствами и способами. Для этого обращается к магии (неудачно) и впоследствии идёт за чёртом, который предлагает Фаусту новое и необычное (причём они оба уверены, что один другого одурачит).

Встаёт вопрос, а для чего Фаусту истинные знания, которые есть сила. Что стоит за этим, желание служить людям, самоотдача или эгоистичное желание возвыситься и самоутвердиться, переделать мир под себя, получив власть и могущество над природой? И хоть кусочек подчинить себе, если всё не получается. Так Фауст осуществляет проект преобразования природы. На осушенной части моря строится канал и новый город. Хотя город можно было бы построить и в другом месте. Тут ещё пара стариков со своей часовенкой мешаются, но это не проблема.

"Сопротивляясь, эти люди
Мрачат постройки торжество.
Они упрямы до того,
Что плюну я на правосудье."

Всё строится обычной дешёвой рабочей силой.

"Бедной братии батрацкой
Сколько погубил канал!"

И на награбленные пиратством, под предводительством Мефистофеля, деньги.

"Флот этот твой! Таков устав:
В ком больше силы, тот и прав.
Никто не спросит: «Чье богатство?
Где взято и какой ценой?»
Война, торговля и пиратство —
Три вида сущности одной."

И вот цель жизни Фауста, результат его поисков.

"Стада и люди, нивы, села
Раскинутся на целине,
К которой дедов труд тяжелый
Подвел высокий вал извне.
Внутри по-райски заживется.
...
Пускай живут муж, старец и дитя.
Народ свободный на земле свободной
Увидеть я б хотел в такие дни.
Тогда бы мог воскликнуть я: «Мгновенье!
О как прекрасно ты, повремени!
Воплощены следы моих борений,
И не сотрутся никогда они».
И это торжество предвосхищая,
Я высший миг сейчас переживаю."

Хорош рай, построенный на костях рабочих, на награбленные деньги и на праве сильного.

Всю жизнь Фауст не считался с другими, у него "я хочу" было превыше всего: хочу Маргариту, хочу Елену, после них нашлись другие хотелки. Персонаж не трагический, ибо прожил, стараниями Мефистофеля, интересную жизнь и благополучно скончался в глубокой старости.

Теперь о Мефистофеле, на мой взгляд, более интересном персонаже, чем Фауст. Мефистофель до сих пор довольствуется мелким чином среди чертей. Ему не нужны власть и могущество и Господу он не враг. Возможности у него довольно скромные. Честно служа Фаусту, выполняя его прихоти, он проявлял больше находчивости и изобретательности, чем свои мистические способности. В нём куда больше жизни и эмоций, чем в сухаре Фаусте. Он остроумный, насмешливый, образован не хуже Фауста, к тому же романтик

"Я враг таких больших компаний,
И мне милее у костра
Ночные толки на поляне"

и патриот, в отличии от Фауста,

"Покинутый вдали родимый край
Всегда в разлуке дорог, словно рай."

Конец, так называемой, трагедии, это вообще нечто. Ай да Господь! Слабак Дьявол перед хитростью мудростью божьей. Небесное воинство Господа использовало против Мефистофеля с чертями психотропное оружие в виде отравленных роз, которые рассыпали ангелочки на бесов. Эти розы отравляли любовью и обжигали. Черти разбежались, а стойкий Мефистофель остался. Ему досталась ударная доза отравы. И из него сразу попёрла любовь во все стороны.

"Горит печенка, сердце, голова,
Вот дьявольское, право, наважденье!
Куда похлеще эти существа,
Чем самый яростный огонь в геенне. ...
Скажите, дети милые, к примеру,
Вы тоже не родня ли Люциферу?
Красавчики, я не могу сдержать
Желанья нежно вас расцеловать. ...
Высокий мальчик, ты прелестней всех,
Тебе лишь не подходит вид монаха.
А ну, на шее расстегни рубаху,
Чтоб промелькнул во взгляде томный грех.
Отвертываются! Я не в накладе!
Сложенье их еще приятней сзади."

И это Мефистофель, который стеснялся даже голого вида сказочных древнегреческих персонажей.

"На группы у огней смотреть мне тяжко:
Нет ни рубашки ни на ком, ни лифа.
Все голы, всё наружу, нараспашку. ...
По моде скрыть бы выпуклость фигур!
Всё это откровенно чересчур."

Но он молодец, быстро справился с отравлением.

"О, что со мной! Как Иов, весь в нарывах,
Я страшен сам себе и все же горд
И радуюсь, уверившись, что черт —
В наследственных своих основах тверд
И спасся от соблазнов нечестивых."

Только за это время ангелочки утащили душу Фауста. Мефистофеля провели. Досадно, обидно, да ничего не поделаешь. Но почему ему чуть ли не до слёз жалко украденную у него душу? Зачем ему Фауст? Одиночество заело? Мефистофель был так одинок в своей вечной жизни, что привязался к Фаусту, рассчитывал на его общество и в загробном мире? И если для чего понадобился Мефистофелю Фауст можно предположить, то для чего понадобился Господу дух Фауста...

UPD: Пояснение: Ситуация со сделкой получилась не совсем однозначной. Фауст признал, что успокоился бы достигнутым, был бы доволен жизнью и это условие того, что Господь вроде бы проиграл. Но успокоился бы только в неопределенном будущем, когда его свободный народ будет свободно трудится для своего процветания. А когда такое будущее наступит - неизвестно. То есть жизнь людей может совершенствоваться в этом направлении очень и очень долго. А это, можно сказать, выигрыш Господа.

PS: Книгу читала в переводе Пастернака и сравнивала с Холодковским. У Пастернака перевод всё-таки проще и понятнее, мне лично больше понравился.

o-l.jpg
02:05

Комментарии


Хорош рай, построенный на костях рабочих, на награбленные деньги и на праве сильного. Всю жизнь Фауст не считался с другими, у него "я хочу" было превыше всего: хочу Маргариту, хочу Елену, после них нашлись другие хотелки. И наконец, прожив, стараниями Мефистофеля, интересную жизнь и дожив до глубокой старости, Фауст благополучно скончался.

Чудесно вы подметили.
Странным образом, именно Фауст кажется старым и уставшим чёртом, а Мефистофель... таким человечным, и как вы правильно заметили - романтиком даже)
Финал конечно, Гёте искусственный сочинил.
Фауста должно было ждать иное.
Зачем Фауст богу?
Акт... самопознания?
Поиска истины, которой быть может и нет... о чём так верно знает Мефистофель.

Спасибо за прекрасную рецензию)


Большое спасибо за внимание и комментарий, я старалась.


Какая каша в религиозном мировосприятии. Интересно, это художественный вымысел или они (католики? протестанты?) именно так веруют?

Вроде это произведение в школе проходят? Помню, что читала в то время, вряд ли по собственному желанию, так как тяжело шло. Прочитав рецензию, понимаю почему - не для детских умов.


У Гёте это постановка бродячей труппы актёров, то есть балаганное представление. Начинается прологом в театре, где директор учит подчинённых, как сделать представление успешным:
"Валите в кучу, поверху скользя,
Что подвернется, для разнообразья.
Избытком мысли поразить нельзя,
Так удивите недостатком связи."

или у Холодковского: "Запутайте толпу, введите в заблужденье,
Иначе – верьте мне – ей трудно угодить."


О-о-о...


Интересно, спасибо! Может быть Господь забрал душу Ф, чтобы показать М. "кто в доме хозяин"? И может быть и М. душа Ф. нужна была как доказательство победы над Г.? В любом случае, душа Ф. лишь трофей

1) То, что Господь выкрал душу у Мефистофеля, а не предъявил претензию, это по сути, признание того, что он проиграл. То есть, Господь мог высказать своей претензией, что хоть ты и забрал у меня душу, но всё равно я - выиграл.

2) Да, Мефистофелю нужна была душа Фауста и как доказательство победы над Господом тоже. Но Мефистофель не был тщеславным и амбициозным, потому как до сих пор ходил в мелких бесах. Тем более у них с Господом были почти приятельские отношения. Мефистофель не так бы сильно переживал, а тут он чуть ли не до слёз расстроился. (У Холодковского это чётче написано)
"Расстался я с сокровищем великим,
Единственным, – его я отдал вмиг им!
Высокий дух, бесценный мой залог,
Как хитрецам вдруг уступить я мог?"


Поясню ещё, потому как предыдущий ответ к первому вопросу получился скомканным.
Дело в том, что у нечистой силы есть законы.
"Любого обязательства принятье
Для нас закон со всеми наряду."

В связи с этим, Мефистофель должен со своей стороны соблюдать условия сделки, это с Господа ничего не с требуешь.
И Господь мог бы цивилизованно предъявить претензию Мефистофелю, а не опускаться до бандитских методов, против мелкого беса, что даже черт взвыл, что это "бесчестно". Репутация же обязывает быть честным и правильным.
Другое дело, что это был бы уже новый спор, "кто из них выиграл?", потому что ситуация со сделкой не совсем однозначная.


Да-да, я понимаю. Может тогда в этом и весь смысл? Богу закон не писан. Он не выполняет обязательств. Мол "хочу душу Фауста" и всё. А номинальное зло в мире как раз последовательно, логично и законопослушно


Возможно. Странное произведение.


Возможно что я ошибаюсь, но вся заключительная сцена Фауста на меня, например, вообще производит впечатление этакой плохо скрываемой сатиры на так ненавистную Гёте религию в целом и на ее ветхозаветного бога Яхве в частности.


Гёте в Фаусте что только не высмеивает: и образование, и науку, и церковные порядки вместе со служителями, и разных известных личностей. Запомнилось, что юноша-бакалавр говорил про преподавателей Мефистофелю (который притворялся педагогом):

"Бакалавр
...Чуть человеку стукнет тридцать лет,
Он, как мертвец, уже созрел для гроба.
Тогда и надо всех вас убивать.
Мефистофель
Тут черту больше нечего сказать."

Так Гёте высмеял "изречения философа-просветителя Гельвеция (1715–1771), утверждавшего, что лишь до 30–35 лет в человеке под влиянием внешнего мира пробуждаются все те мысли, на которые он способен" (примечание 157).


Очень ярко и интересно написали, спасибо!) да.. очень интересно почему у Гёте Фауст прощен и видимо лишь за то, что «был деятелен при жизни», если я верно помню?) совершив не один смертный грех при этом (дьявольское развращение не берём как смягчающее обстоятельство, Фауст уже до сделки погряз в унынии, суетности и своекорыстии). Плюс Вопрос о том, что Бог заключает пари на людскую душу... Но с другой стороны, есть божье провидение. Для Бога вообще пари немыслимо) для него немыслим риск, он ведь Альфа и Омега) 


Большое спасибо за внимание и комментарий.
"очень интересно почему у Гёте Фауст прощен и видимо лишь за то, что «был деятелен при жизни»"
Да, видимо за это. Фауст всю жизнь занимался богоугодным делом - искал истину. Никакие Маргариты, Елены и прочие искушения ни сбили его с пути истинного.

"Он служит мне, и это налицо,
И выбьется из мрака мне в угоду.
Когда садовник садит деревцо,
Плод наперед известен садоводу."

"Вопрос о том, что Бог заключает пари на людскую душу... Но с другой стороны, есть божье провидение. Для Бога вообще пари немыслимо) для него немыслим риск, он ведь Альфа и Омега)"
В Ветхом завете, в книге Иова, Бог тоже спорит с Дьяволом - сумеет ли тот совратить праведника Иову.


И не менее интересно, почему прощена Гретхен) 

Да, начиная вот с этой истории про Иова) но, если верно я помню, там был не столько спор, сколько проверка веры, т.к. посыл был таков у дьявола «легко веровать, когда у тебя полные хлева, ты у него все отними и увидишь, что на самом деле этот праведник о тебе думает».  В «Фаусте» несколько иная природа у пари получается. Но аналогия с Иовом есть, безусловно, и наверняка она умышленная. 



Думаю, Маргарита прощена потому, что осталась верна Богу и совести, отказавшись сбежать из тюрьмы с Фаустом и дьяволом (а она чувствовала, что спутник Фауста - дьявол) и тем самым спастись от казни. Получается, что она пострадала за веру.
Маргарита
Спаси меня, отец мой в вышине!
Вы ангелы, вокруг меня, забытой,
Святой стеной мне станьте на защиту!
Ты, Генрих, страх внушаешь мне.


Покаяние - вещь великая)


Возможно спасение Фауста в финале - это такой намек, что, дескать, перед высшими природными силами все равны, что после смерти нет никакого восстанавливающего "справедливость" Судного дня, нет цензуры, нет "морального бога"? Гете ведь, насколько я помню, был пантеистом. А для Матушки-природы, как известно, ничто человеческое не чуждо. Naturalia non sunt turpia, так сказать.)


Да, интересная мысль.