Больше рецензий

4 января 2021 г. 11:45

1K

5 Из-за острова на стрежень

Довольно быстро я понял, что мне совершенно не важно, есть ли в книге сюжет, насколько он интересный, логичный и тому подобное. Я был просто очарован и поглощен той стилизацией под простонародный русский язык уральского извода восемнадцатого века, которым книга написана - и не принципиально, адекватная ли эта стилизация или нет - для меня она звучала необычайно убедительно, как будто сложное заклинание вогульского шамана, написанное славянской вязью.

Тем не менее сюжет в книге есть, и он отличный и напряженный, в нем нашлось место и Пугачевскому бунту, и различным толкам раскола, и верованиям манси (они же вогулы) и многому другому, что долго перечислять. Это фактически остросюжетный исторический боевик с элементами драмы, триллера и мистики. Пугачевский же бунт описан ярко, кроваво и грязно, настолько жестоко, что вызывает тошноту - при том, что герои имеют дело уже с последствиями, а не с самим бунтом - Алексей Иванов здорово сдирает любой флер романтики со всех этих "я пришел дать вам волю".

Это сказка, но страшная, грязная и недобрая - в духе тех, где всадник, преследуемый всяческим злом, добирается до места назначения, но на руках у него мертвый младенец. Книга темная, жестокая и дикая. Все здесь живут на грани, скорее выживают, изо всех сил напрягаясь каждый день. Вылезают из лесов мрачные скитники да фанатичные староверы неясного толка, встают из оврагов да лощин заросшие бородой по самые глаза злые тати да лютые разбойники, и народишко — каждый третий враг, воротят скулу — гость непрошенный, образа в углу и те перекошены.

Не знаю, как это читают женщины. Мизогиния здесь - в порядке вещей. Хочешь отомстить мужчине - изнасилуй его дочь. Женщины воспринимаются персонажами исключительно для удовлетворения похоти или деторождения.

Главный герой довольно мерзок и гадостен, он по сути своей антигерой, симпатизировать ему можно ну разве что в первой половине, да и то не всегда. Идет по трупам, свою одержимость ставит выше всего остального, предпочитает насиловать даже в тех случаях, когда это не требуется. Я понимаю, что Осташа Переход - человек своего времени и судить его из сытого и обидчивого XXI века глупо, но и закрывать глаза на темную сторону его души просто невозможно. Но вот само вот это возмужание героя, его становление как человека и профессионала выписано здорово.

Впечатляет описание той самой титульной "реки теснин", всей этой пермской природы, гор, лесов и болот - всей этой жестокой и нечеловеческой красоты, где Пришвина зарезали бы за первой же елкой. А Иванов же и дела рук человеческих - деревни, заводы - описывает как природу, пусть и мертвую.

Восхитительное, подробное и невероятно аутентичное описание сплавного дела и самого сплава - даже если в нем есть ошибки, оно необычайно захватывающее, увлекающее и энергичное. И как будто энергия сплава передается самой книге - при чтении чувствуешь эту скрытую мощь, клокочущую внутри и только изредка прорывающуюся наружу. То есть это поразительно - Иванов подробно описал весь процесс сплава по Чусовой, ни разу не повторился, не использовал ни одного эпитета дважды, каждая скала у него представлена индивидуально, появляющиеся при чтении эмоции занимают весь спектр чувств, а разнообразие красок заставляет радугу тихо курить в углу.