Больше рецензий

AndrejGorovenko

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 января 2021 г. 20:45

705

3 История, высосанная из пальца

Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина / Пер. с лат. — М. Наука, 1984. — 288 с. — (Литературные памятники).

Если народ не имеет великой героической истории, охватывающей более двух тысячелетий – надо её выдумать! И сослаться при этом на неожиданно обретённую древнюю рукопись, изображая себя не автором, а переводчиком. Именно по этой схеме действовал магистр Гальфрид Монмутский, монах оксфордского монастыря, заканчивая где-то между 1135 и 1138 гг. свою фантастическую «Историю бриттов» (см. авторское вступление, гл. 2). Предполагалось, видимо, что эта книга несколько повысит в государстве Плантагенетов статус уроженцев Уэльса, к числу коих принадлежал и сам Гальфрид. Валлийцы, как известно – прямые потомки древних бриттов.

Уже в конце XII столетия историк Уильям Ньюбургский вынес сочинению Гальфрида приговор: «всё это лживые выдумки, придуманные для того, чтобы удовлетворить любопытство простаков». Но критически мыслящие люди редки, а любителей занимательного чтива полным-полно. «История бриттов» пользовалась бешеной популярностью: известно около 200 списков XII-XV в., причём некоторые из них иллюстрированы.
картинка AndrejGorovenko
Юный Мерлин объясняет королю Во́ртегирну, что предвещает поединок двух драконов. Миниатюра XV века.

Гальфрид стал ещё и поставщиком сюжетов. Именно он придумал короля Лира («Леир», с. 22-25) и трёх его дочерей. Именно он создал образ провидца Мерлина. Именно он первым «короновал» героя валлийских преданий Артура, который в более ранней традиции был лишь удачливым военачальником, и приписал ему новые умопомрачительные подвиги, равно как и создание великой империи (с. 96-124).
картинка AndrejGorovenko
Инициал из рукописи конца XII в. со сценой из Гальфрида (победа Артура над великаном).

«Круглого стола» у Гальфрида ещё нет, но уже говорится о блеске Артурова двора, куда стремились «доблестнейшие мужи из дальних королевств» (с. 102, гл. 154).

Второе произведение, традиционно приписываемое Гальфриду – небольшая поэма «Жизнь Мерлина», написанная гекзаметром. Особой популярностью она никогда не пользовалась. Лично я полагаю, что её автором был не сам Гальфрид, а кто-то из его поклонников (слишком много мелких расхождений с рассказом о Мерлине в «Истории бриттов»).

Бурное развитие литературной традиции, особенно т. н. артуровского цикла, со временем лишило «Историю бриттов» самостоятельного значения. Можно сказать, что книга умерла. Вот начало большой статьи А. Д. Михайлова из Приложения:

В истории литературы встречаются произведения, на которые принято постоянно ссылаться, но которые давно уже никто не читает. Да, собственно, и зачем? Ведь все их темы, сюжеты, мотивы разошлись по другим книгам, повторились в десятках и сотнях литературных памятников разных эпох и разных народов. Между тем сами эти произведения не заслуживают столь решительного и упорного забвения.

А может, всё-таки заслуживают? Основной массив текста «Истории бриттов» крайне однообразен, и я оценил её в 3 балла из пяти только в знак уважения к былой славе. Михайлов, правда, предлагает довольно веские аргументы в пользу «воскрешения» мёртвых книг:

Они обладают неповторимым собственным лицом, и их роль вовсе не ограничивается изобретением сюжетов для других писателей. В самом деле, авторы таких книг вряд ли видят свою задачу в коллекционировании старинных преданий и легенд, в их пропаганде и распространении... Они живут в определенную эпоху, живут её интересами, идеями и вкусами и вписывают свою книгу в конкретный историко-культурный контекст.

Это всё совершенно справедливо. Вопрос в том, сколько найдётся людей, интересующихся историко-культурным контекстом 1-й половины XII века. В нынешней России, я полагаю, не более нескольких десятков, в лучшем случае около сотни. Конечно, в 1984 г. потенциальных читателей русского перевода сочинений Гальфрида было существенно больше: круг интересов советских преподавателей гуманитарных ВУЗов и учителей истории был довольно широк. Не думаю, однако, что в 1980-х годах эрудиты и книжники исчислялись десятками тысяч. Между тем тираж обсуждаемой книги – стандартный советский: 100 тысяч! И разошёлся же в своё время! По-видимому, главным образом за счёт любителей украшать свои квартиры длинными рядами умных книг на полках мебельных стенок. Для этой цели зелёные тома серии «Литературные памятники», с эффектным золотым тиснением на корешках, очень подходили...