Больше рецензий

meihua

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 января 2021 г. 20:24

493

5 Panem et circenses!

Все умолкает в чертогах мертвых.
Все - забвение в каменных залах мертвых.
Узрите ступени, во тьму уводящие ;
узрите палаты, в руинах лежащие.
Вот владение мертвых,
где паутину прядут пауки,
и вращение светочей замирает,
и светочи гаснут один за другим.
Стивен Кинг. "Бесплодные земли" (цикл "Темная Башня")

1982 год – выходит роман Ричарда Бахмана «Бегущий человек». В книге проскальзывают мотивы произведений «Премия за риск» Роберта Шекли и «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. Так о чем же рассказывает нам сэй Стивен Кинг (ака Ричард Бахман) на этот раз?

Перед нами расстилается мир не такого уж и далекого будущего, мир, разделенный на бедных и богатых, на дичь и охотников. Богатые процветают и наслаждаются благами, в то время как бедные умирают от голода и болезней в жалких трущобах. Мораль, церковь, сострадание – все это меркнет перед жестокой реальностью, где каждый бедняк стремится выжить любой ценой.

В центре романа стоит молодой человек по имени Бен Ричардс. Когда заболевает его ребенок, Бен отправляется на реалити-шоу, чтобы заработать денег на лечение. Вот только попадает он на самое кровавое, но и прибыльное зрелище – реалити-шоу со смертельным исходом «Бегущий человек».

И вот уже читатель предстает нам в роли зрителя – мы наблюдаем за долгими перипетиями Бена, за его попытками выжить. Ему повстречаются разные люди – и те, кто будут стараться помочь, и те, кто будут стараться уничтожить его. Бен Ричардс – обычный человек, который противостоит гигантской корпорации развлечений, именуемой Сетью. Ему придется задействовать все свои силы, как физические, так и интеллектуальные, чтобы уцелеть в этой неравной борьбе.

Роман читается на одном дыхании, однако он вовсе не напоминает фантастику. Конечно, в первую очередь он поднимает проблему сильнейшего социального расслоения. Однако если мы вглядимся поглубже, что же мы увидим?

Казалось бы, обеспеченные люди должны быть счастливы, однако этого не происходит. Они развращены своими деньгами. Работая на себя и для себя, не позволяя деньгам работать на процветание всего общества, они загоняют себя в ловушку пресыщения богатством и жизнью.

Именно поэтому так процветает Сеть с ее жестокими играми. Наслаждение пороком, наслаждение страданиями и болью других – вот что такое Игры. Однако они позволяют ощутить вкус жизни. На кровавые зрелища падки не только богатые. Все бедняки и голодранцы каждый вечер жадно прилипают к экранам, наслаждаясь бесплатным зрелищем.

Что кричала чернь в Риме во время волнений? «Panem et circenses! Хлеба и зрелищ!». Хлеба нет, зато есть зрелища. Наркотики процветают во всех районах, различие только в качестве. Для богатых – порошок, для бедных – телевизор. На протяжении всего романа прослеживается одна и та же мысль – телевизор служит только для оболванивания народных масс. Вместо того, чтобы собраться вместе и попытаться что-то изменить, народ сидит по домам, наслаждаясь чужой жизнью на экранах. Библиотеки – только для богатых. Для бедняков – телевизор.

Отсюда вытекает и другая проблема – печатные издания ушли в небытие, уступив место цифровым ресурсам. Все по телевизору, все на экране. Сегодня там говорят одно, завтра другое. Больше не издаются газеты, по которым можно проследить развитие событий. Нет книг, в которых можно найти ответы на многие вопросы. Вернее, книги есть, но доступ открыт только для богатых.

Но и богатые тоже обмануты – еще более богатыми и ушлыми согражданами. Им по баснословной цене продают респираторы, хотя их можно сделать самим, потратив всего несколько долларов. Достаточно зайти в библиотеку, взять книгу и прочитать, как можно смастерить своими руками.

Однако самое ужасное – это бежать, словно загнанный зверь, в каждом видеть предателя, готового продать тебя за пару долларов – «Homo homini lupus est». Вырождение морального начала в человека – это конец всего.

Тяжелая книга, без проблеска надежды – есть отдельные люди, которые борются, но нет надежды на Революцию, что изменит мир. Есть что-то в романе и от «1984» Джорджа Оруэлла, и от «Зомби и прочие неприятности» Карлтона Меллика. Однако если у Меллика или Оруэлла герои терпят полное поражение, то герой Стивена Кинга может уйти на своих условиях.

Динамичный, жесткий и хлесткий роман, в котором слишком много от современной действительности. Читателям со слабыми нервами и подверженным депрессии не рекомендую читать книгу. Тем, кто боец по жизни – читать обязательно!

Комментарии


Браво!!! Рецензия отличная!!!
Это один из моих любимых романов а Кинга, перечитываемый уже несколько раз... Солидарен с твоими эмоциями!!!
Небольшая правка: Премия за риск - это рассказ, а не роман... В СССР была очень популярна его французская экранизация 1983 года и я пацаном тоже посмотрел её не один раз...


Премия за риск - это рассказ, а не роман...

Ничего себе, даже не заметила ошибки, хотя вроде дважды перечитывала отзыв.
Спасибо, сейчас поправлю.


Не за что... Сегодня я "зоркий сокол" после алкогольных деньков...)))


Ахахахахахахахахахах!
Уже второй день думаю про яичницу с салом, ну, помнишь обсуждение пару дней назад).


Ага, помню...
А я кефир пью и кашку ем... лечу желудок...)))


"Алмагель" тебе в помощь - отличное средство!


В список, на будущее!)))


Знаешь, хочу экранизацию глянуть, ту, что с железным Арни.
Наверняка ты смотрел.


Раз двадцать, это был хит видеосалонов!!!
Фильм это боевик больше и снят по мотивам сугубо, но тем не менее)


Как насчет яичницы сегодня:)?
У нас всю ночь шел дождь, и уже недели полторы как холодно.
Яичница самое то).
Ты как настроен?
Все еще кашка:))))))))))????


Яичница всегда к месту, универсальная еда)
Только поел - пюрешка, тушенная свинина, огурцы, помидоры, чеснок - красота!)


Великолепное сочетание;).
Значит, ты умиротворен и готов писать новый пост о просмотренном?


К этому я готов всегда!)