Больше рецензий

31 декабря 2020 г. 22:10

935

5 Развеселый Кафка

Не понимаю, почему так много людей сравнивает «Альтиста Данилова» с «Мастером и Маргаритой»? Это же дивная помесь Кафки со Стругацкими! Сюжет с «Процесса» содран почти дословно, а «Понедельник начинается в субботу» с его НИИЧАВО придают «Процессу» хулиганский колорит. Да и демон на договоре совершает добро вполне осознанно, без всяких предварительных пожеланий зла. Булгаков и Орлов пишут о разном и по разному, любые сравнения между ними, на мой взгляд, абсолютно бессмысленны и только мешают получать удовольствие от книги.

Читается эта книга как ответ развеселых русских на трагический невроз немца, возведенного в абсолют. В отличие от Йозефа К. легкомысленный Данилов о времени «Ч» помнит, но как-то смутно, местами. Чувствуется, что подобные вопросы ему глубоко противны и вообще он лучше бы с альтом и Наташей где-нибудь порхал, да Канцелярия от Того Света все время о себе напоминает: то альт упрет, то гадостей в телефонную трубку наговорит. Но даже это Данилова не особо смущает. Он, конечно, слегка мучается смурными мыслями, но надолго воздушного сына эфира не хватает и он вновь принимается музицировать, устраивать личную жизнь, общаться с друзьями и так далее, напрочь забыв о повестке чуть ли не до самого конца.

спойлер

Бывшая жена Данилова, Клавдия Петровна, все время приводила меня в неистовство. Мне хотелось отругать нахальную бабу по телефону, не открыть ей дверь и вообще, защитить Данилова от произвола. Данилов прекрасно защищался сам, но Клавдия с упорством, вызывающем невольное восхищение, все звонила и звонила. Вруны Хлопобуды или нет, а Клавдия свое получит.

Самым забавным в отношениях Данилова с многочисленными дамами было то, что они очень неожиданно для него разбежались. Казалось бы, подумаешь, появилась Настоящая Любовь. А вдруг не сложится? Но дамы думали иначе, а потому откланялись, оставив Данилова в печали и недоумении. Тут я аж хрюкнула со смеху. Эх, мужики… Впрочем, возлюбленных Данилова, пусть и многочисленных, мне не жаль, в отличие от женщин Йозефа, полюбивших противного К. неведомо за какие заслуги. У Данилова хоть характер легкий. Жаль только, что автор сделал Наташу такой пошлой в понимании Александра Сергеевича. Терпит и самоотрекается, хотя в книге ее поведение пытаются истолковать иначе.

Пожалуй, настоящим антагонистом в книге был вовсе не Валентин Сергеевич, а Николай Иванович Земский, создатель так называемого тишизма. Создал оный тишизм Земский спустя 18 лет после «прозвучавшего» произведения Джона Кейджа «4′33», о чем весьма образованный в плане музыки Орлов явно не мог не знать, посему его потуги остаться в истории выглядят сначала смешными, потом жалкими, а потом омерзительными. Из того особого эгоизма творцов, который видит все кругом лишь средством для искусства, Земский сначала толкает к самоубийству Мишу Коренева, а потом начинает преследовать Данилова. Под конец он даже уничтожает альт работы Альбани, которым Данилов так дорожил. И хоть Земский получил вожделенный протокол, сомневаюсь, что кто-то запомнит его кем-то большим, чем мелким пакостником. Мне кажется, автор в принципе к авангарду, любому, относился как к тщеславным пакостникам, коим Земского и показал. Что авангард зарабатывает известность исключительно на разрушении великого, паразитирует. Я не настолько сведуща в истории искусств, чтобы судить, но есть что-то грустное в музыке, которой нельзя поделиться с другими, в балете, который каждый смотрит по отдельности, хотя все сидят в общем зале. Эти грезы на яву даже несколько пугают. И Земский пугает, в этой своей одержимости фанатика.

свернуть

Интересно было почитать о советской действительности, о которой я, девушка относительно юная, ничего не знаю. Особенно впечатлила колбаса, после падения невозмутимо возложенная официантками обратно на хлеб и поданная посетителям. Зуб даю, что так и сейчас делают, но чтобы при клиентах, которые прям сей же час будут это есть… Остается радоваться, что советский сервис я имею возможность изучать только по книгам, хоть с воплями швырять в меня штанами в химчистке не будут.

В книге было много смешных отсылок. «Страшная месть» Гоголя, миф о Дамокловом мече, миф о Пасифае о быке… Орловское воплощение мифа о быке было особенно забавным. Его можно назвать «Как не родился Минотавр». Отдельно доставили испанские граждане, истово жаждущие продолжить славные греческие традиции.

спойлер
Я так и не поняла, кто же в итоге рассказывал всю историю. Сначала я думала, что кто-то из четы Муравлевых, но у них сына не было. Теперь я думаю, что это тот поэт, что все время звонил Данилову с вопросом, смешную ли шутку про встающего из гроба Императора он написал. В конце концов, нигде не сказано, что у него нет сына. А может это Ростовцев. А что, вполне подходящая кандидатура. Сам шутник, он легко бы подыграл чужим шуткам, даже если это и не шутки вовсе. Грустно будет, если Орлов имел в виду себя. Авторам в их произведениях делать, по моему мнению, совершенно нечего.
свернуть

Данилов много рассуждает об искусстве, позволяющем возвысится над болью, страхом, потерянностью… Всем тем, что склонно разрушать человека изнутри, позволяет ему стоять даже перед лицом страшных испытаний, гордо вскинув голову. В любом искусстве есть что-то демоническое, Ролло Мэй не даст соврать, но это демоны добрые, демоны прирученные. Такие демоны, каким является Данилов. Так поднимем же бокал, чтобы у каждого творца были такие демоны!

Отдельно хочу упомянуть замечательную актерскую работу Григория Переля. Он каждого героя озвучил своим голосом, идеально подобрал интонацию, когда надо, в его голосе слышалась даже музыка Данилова. Двадцать один час с голосом Григория пролетел легко и незаметно. Я слушала многие озвучки «Альтиста Данилова», но эта раскрывает книгу наиболее полно. Мы в восхищении!