Больше рецензий

ivan2543

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 декабря 2020 г. 20:01

604

3.5

Юный Кевин получил в подарок на пятнадцатилетие фотокамеру «Полароид». Вот только беда – камера эта снимает совсем не то, на что направлен ее объектив. И каждая следующая фотография выглядит более пугающей…

Четвертая и заключительная часть сборника «Четыре после полуночи», как и предшествующая ей «Библиотечная полиция» – мистический хоррор. Это снова история о борьбе обычных людей со сверхъестественной угрозой, и, как всегда у Кинга, прежде чем справиться с потусторонним монстром, героям предстоит победить своих внутренних демонов.

На этот раз – демонов недоверия, которые так часто разрушают человеческие отношения. Автор снова напоминает о том, как важно доверие между родителями и детьми, да и о доверии и честности в отношениях между супругами тоже заходит речь. Для близких всегда нужно быть тем, на кого можно положиться –такой урок получает отец Кевина. И не нужно бояться или стесняться самому искать помощи и понимания у родных. Ведь в первую очередь именно они могут бескорыстно поддержать в трудной ситуации, а если пытаться решить свои проблемы в одиночку, легко влипнуть в неприятную историю (что с ним и произошло в молодости).

Над отметить очень колоритный образ антагониста – ростовщика и афериста Попа Меррила. Кингу всегда хорошо удаются злодеи, хотя Меррила злодеем назвать сложно – он скорее невольно оказывается слугой темных сил; впрочем, пусть Меррил и не желает зла Кевину, побуждения им движут все равно низменные. Забавно, как этот меркантильный циник не ощущает исходящей от камеры страшной угрозы, которая очевидна даже наивным ценителям сверхъестественных диковин. Жажда наживы полностью загасила в Мерриле духовные чувства, его интуиция реагирует только на «запах» денег, хотя дураком бы его мог назвать только настоящий дурак.

спойлер
Хочется отметить – автор обошелся с Попом очень уж жестоко: ростовщик, конечно, заслуживал тюремного срока или хорошей взбучки, но не такого жуткого конца. Хотя, возможно, это стоит воспринимать, как метафору – погоня за долларами заставляет человека забыть, что есть добро и зло, и, в конечном итоге, губит его душу.
свернуть

Само фантастическое допущение получилось, пожалуй, слишком сюрреалистичным. Кинг, вопреки обыкновению, никак не объясняет: что это пес, как он «попал в фотоаппарат», и почему преследует мальчика? Да, конечно, настоящая мистика всегда содержит немного тайны и иррациональности, но, как правило, при этом основана на знакомых архетипах. К тому же, Стивен Кинг как раз наоборот, большой любитель вписывать все сюжеты в одну вселенную и подо все подводить «обоснуй». Так что после прочтения осталось много вопросов, и это разочаровывает.

спойлер
Как и концовка – попахивает молодежным киноужастиком из 80-х. Несерьезно, к тому же возвращает читателя к закономерному вопросу: за что же Кевину все это?
свернуть

Итог: в XIX веке писали о заколдованных портретах, в наше время школьники рассказывают страшилки о проклятых файлах, ну а начало 90-х годов XX века – самое время для проклятого «Полароида». Если любите мистический хоррор, в котором задействованы различные артефакты – «Несущий смерть», он же «Солнечный пес», как раз для вас. Однако у меня прочтение повести оставило ощущение, что я чего-то недополучил. Пожалуй, продолжение бы ей не помешало.