Больше рецензий

Wender

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 декабря 2020 г. 19:30

347

4

Умение писать о таких сложных вопросах современного мира как религия - дорогого стоит. И Константин Михайлов безусловно умеет. В своем анализе взаимосвязи религии и окружающей среды он затрагивает как вопросы крупнейших мировых религий, так и верования племен и аборигенов на разных уголках земли, а также такие относительно "молодые" религиозные школы, как мормоны.
Но не стоит опасаться, что эта книга будет трудом по религии и её истории.

Корректнее было бы сказать, что это отличный научно-популярный текст по этнографии. Издание разделено на 5 разделов, каждый посвящен своей географической зоне:
• Австралия
• Южная Африка
• Тихий Океан
• Великие равнины
• Планета Земля
Моими фаворитами стали рассказы об островах Тихого океана и об индейцах Северной Америки. Столько нового и удивительного для себя получилось узнать или освежить информацию, с которой последний раз, кажется, сталкивалась ещё когда-то в школьные годы. Что же собой представляет эта книга? Это рассказ-знакомство с темой, потому что, как говорит сам автор, чтобы глубоко погрузиться в вопрос нужен объем в несколько десятков раз, превышающий 240 страниц этой книги. Но это прекрасная мотивация выделить для себя интересные моменты и обновлять знания.
Очень удобно читать о каждом регионе с открытой картой, чтобы полноценно оценить масштаб путешествий древних полинезейцев, разделения Африки Ледниковым периодом, героизм моряков эпохи Великих Географических открытий или даже просто вообразить, как далеко от тебя происходят совершенно невероятные и непередаваемые события. Большую часть занимают не древние мифы и легенды (их тут вообще не очень много, буквально несколько мифов и сказок на все главы), а именно рассмотрение вопросов о том, как миграция, изменение климата и столкновение с другими народами влияет на верования людей, а также о том, как это работает в обратную сторону. Очень интересный исторический экскурс, с которым даже забываешь о том, что брался за книгу по религии до моментов, когда автор к ней возвращается.

Первая часть об Австралии оказалась наиболее сложной для восприятия, возможно именно потому, что была первой и ожидания от книги уж очень сильно разошлись с реальностью. Вместо легенд ты практически мгновенно погружаешься в историю разделения Гондваны. Узнаешь о том, что из-за стабильного климата и отсутствия яркой смены сезонов у коренных австралийцев фактически не было понятия "времени", а вместо этого общий термин, объединяющий пространство и время. Или о европейце, который умудрился, потерявшись, прожить с аборигенами практически 30 лет, благодаря одному случайно взятому с места захоронения копью и их вере, что он их переродившийся родственник. А также об их удивительных тропах песен, как обряда инициации. И очень грустно осознавать, что урбанизация и меняющаяся экология, навсегда изменили рельеф, необратимо изменив такие ни на что не похожие традиции. Или то, что приход белого человека привел к очередным тюрьмам и заключениям.

Во второй части речь пойдёт о Южной Африке, интересной в том числе и тем, что Ледниковый период разделил континент фактически на два и оставил на юге племена, которые проходили эволюцию своим путём и около 100 тысяч лет развивались иначе, чем все остальное человечество. Отсюда и фенотипические отличия от северных народов Африки, и ксенофобия, с которой они столкнулись, воссоединившись с другой ветвью Homo Sapiens. Прослеживается как в зависимости от того, чем жила культура, менялись похоронные обряды. У охотников и собирателей сан было принято после похорон менять стоянку и переселяться, а скотоводы кой-коин уже имели сложный ритуал захоронения. Их вера в богов ещё не настолько сложна, чтобы создать пантеон, подобный греческому, но тут уже есть вполне конкретные фигуры, например бог Цагн, одновременно человек и богомол, а иногда ещё и антилопа.

Затем можно погрузиться в мир островов Тихого Океана: тут и Полинезия, и Гавайи, и остров Пасхи. Что привело к тому, что легендарный остров лишился своей флоры и фауны? Как на это влияли верования, и как они менялись потом, приспосабливаясь к уменьшению рыбы в океане и необходимости ограничивать рыбную ловлю по несколько месяцев в году. Что стоит в основе страшных традиций каннибализма, копчения голов, хранения костей как талисманов... Открытием для меня стала история гибели капитана Кука, почему-то в голове были совсем не Гавайи, как место его столкновения с туземцами. До сих пор в этом убийстве так много загадок: почему его убили те самые люди, которые так благодушно встречали тех же моряков перед этим, почему его преемник уничтожил все документы о расследовании, через несколько недель, как сложились бы события при немного иным богах и сезонах. Отдельный бонус, не связанный с религией - капитан и его борьба с цингой, благодаря квашенной капусте. Ныне Гавайи и Полинезия уже совсем другие, гораздо более близкие и понятные для европейца. Что-то менялось вместе с климатом, что-то было актом выживания среди белых людей и, безусловно, мир стал совсем иным.

Так же произошло с миром индейцев Великих равнин Северной Америки. Ещё одни «иные», по которым каленым огнём прошёлся завоеватель. Эпидемии незнакомых инфекций, численное превосходство, огнестрельное орудие, вымирающая фауна - шансов у индейцев не было практически сразу. Именно в этой части стало очевидно, как важны для восприятия цифры, потому что совсем разное читать про то, как «сократилась популяция бизонов», а совсем другое холодные цифры «от 30 миллионов осталось 300 голов» или видеть фото гор из черепов. И очень радует, что сейчас силами людей популяция активно восстанавливается, исправляя наши ошибки прошлого. Но исправление этих не вернёт нам традиционные Пляски Солнца, не отменит смелость сидевших под пулями на железнодорожных путях, и не вернёт расстрелянных в Плясках Духа. На примере коренного населения наиболее ярко видно, как встреча с другими мирами меняет фольклор, тут и появление в легендах всадников, и возвращение предков по железной дороге. Мир меняется и религия, будучи не статичной, меняется вместе с ним, будучи инструментом выживания. Знахари меняли свою религию на христианство (Чёрный Лось сейчас признан церковью блаженным, что является одним из шагов на пути к канонизации), становились участниками представлений в попытках объяснить белолицым, что те творят, менялись сами и меняли правила игры. В качестве интересного аргумента в спорах о гендерной самоидентификации есть пример особой категории знахарей - винкте. Они были особыми представителями «третьего» гендера, выбирая вдобавок к биологическому ещё и духовный (мужской или женский), а затем жили уже согласно ему.

Итог тесной взаимосвязи религии и огромного комплекса факторов, включающих в себя смену климата, миграцию людей и животных, изменения общественного строя и политические аспекты, подводится в части о Планете Земля. Тут и парниковый эффект от священных коров и быков в Индии, и затерянная в горах "Шангри-Ла", и вымирающие от диклофенака на индийских просторах грифы с увеличением количества собак и леопардов из-за изменений в цепочке падальщиков, и отношения китобоев с буддизмов с "обманными" добровольными жертвами китов. Или сложная борьба современных друидов во главе с современным Артуром Утером Пендрагоном за посещение Стоунхенджа.
Наш мир крайне удивительное и загадочное место. Очень хочется верить, что нам получится сохранить его для будущего и очень радостно, что благодаря таким книгам как эта можно чуть ближе взглянуть на мир прошлого.