Больше рецензий

GreenHedgehog

Эксперт

пока в пути. А я уже здесь.

28 декабря 2020 г. 17:17

474

4

Эта книга могла бы показаться мне достаточно проходной и даже немного странной в своей простоте. Взять хотя бы саму задумку. Мальчик возвращается домой на корабле. На этом корабле ему в попутчики достается мужчина, который рассказывает историю про одного мальчика, который спас свой город. Такую сказку, которая то ли была, то ли не была. То ли в этой вселенной, то ли в другой, то ли вообще ни в какой. И эта история занимает собой всю книгу. Практически всю. Задумка такая… странная. Но для Крапивина история в истории вполне себе характерна и много в каких книгах подобное можно найти. Здесь же…

Да, это начало долгого цикла «Великого Кристалла» и одна из его основополагающих книг. Многие из вещей, которые здесь происходят, историй, которые здесь рассказаны и персонажей, которые здесь появляются еще сыграют свою роль в других книгах. Будут упомянуты вскользь или сыграют ключевую роль. Не то, чтобы «Выстрел с монитора» были обязательными для прочтения, но ознакомиться с ними было бы неплохо, просто для целостности картины. Именно поэтому, я этой истории и поставил такую высокую оценку. Это такой аванс за будущие произведения, которые выросли из этой небольшой истории.

На самом деле, мне эта история не показалась такой уж замечательной. Ну, начать стоит с того, что автор тут слишком уж активно взялся за «написание мира». То, какие капитаны, на каких кораблях, за кого сражались. Как получилось, что по рекам ходили мониторы, как выживает этот город Реттерхальм в таком отрыве от остального государства. Это, пожалуй, для меня стала довольно скучной частью произведения, которая занимала слишком много места в истории Гальки. Неоправданно много, как по мне — можно было бы и без этого обойтись.

С другой стороны — неоднозначность всей истории и героев меня порадовала. Нет, серьезно. Вот взять книгу «Семь фунтов брамсельного ветра», о которой я написал чуть ранее. Она слишком дуалистична. Вот хорошие: героиня и её друзья. А вот плохие: менты и чиновники. Полярность соблюдается. А в «Выстреле» как? Вот это… эээ… родной город. Тут они вроде бы как бы и друзья и знакомые. Но они изгнали Гальку. А вот здесь, враги. Но они как бы взяли и приютили. И при этом они считаются чужаками. Но чужаки хотят уничтожить своих, которые вроде бы как плохие и довольно подловатые, а чужие вроде бы как благородные и честные. И вот как поступить в этом случае, обычному пареньку? Довольно сложный выбор, даже на мой взрослый взгляд.

Подобное взаимоотношение, кстати, тоже не очень характерно для автора, хотя ради справедливости, у Крапивина оно встречается чаще, чем у многих других авторов. И меня это подкупило в этой, простенькой, казалось бы, книге с не особо запутанной историей. Это, да еще и, пожалуй, какая-то душевность. Да, она не в самой истории, которую рассказали, а именно в процессе рассказа. Пассажир, который её рассказывает, неспешный ход корабля, какие-то мелкие детали из путешествия. Потом переживания о том, чтобы не опоздать. Казалось бы, совершенно не связанные вещи, но в последующих книгах все это объяснят и даже разложат по полочкам.

Так что да, спасибо Командору за весь этот цикл, и за его такое странное начало. Ничего в нем нет особенного, ничего, что смогло бы меня поразить до глубины сердца. Но оно смогло меня зацепить и завлечь в мир, где скрывалось еще много всяких интересных и фантастических вещей.