Больше рецензий

26 декабря 2020 г. 01:27

1K

2

не оч понятно, для кого издана эта книга. для начинающего исследователя жанра true crime? вряд ли — в книге бесконечное множество нестыковок и выдуманных фрагментов жизни Джеффри Дамера, о которых уже упоминали в рецензиях и которые введут в заблуждение. может, для человека, который в этой теме уже поднаторел? тоже нет — будет бесконечно триггерить.
а ещё — от ошибок и опечаток: главный редактор издательства «родина» нищеброд, раз не может позволить себе корректора?
(серьёзно: книгу подготовили — знайте героев в лицо — только «редактор» Е. О. Мигунова и художник И. М. Хотич.)
и ладно бы это была единственная книга с ошибками/опечатками, которые режут глаза — как вам «трАтуар», неслабо, а? — так они были во всех, прочитанных мною ранее из этой серии.

книга заявлена как научно-популярное издание. обычно в подобных книгах содержится анализ научных теорий/исследований в форме, доступной для понимания обывателя, а не учёного. автор же ограничивается сухими отсылками к исследованиям Д. Норриса о фазах состояния серийных убийц, выдержкам из материалов дела со стороны защиты/обвинения и т.д., но, вместо того чтобы найти более подробный анализ в тексте книги, вы столкнётесь со сносками с цитатами из Википедии. не говоря уже о том, что пересказ биографии Джеффри у автора довольно вольный (а это забавно: автор распинается о том, какие легенды сочиняли журналисты про Дамера, пока шёл судебный процесс, но сам пошёл по той же дорожке).

к слову, об авторе нет никакой информации — ни по русскоязычным, ни по англоязычным запросам. в выходных данных указано, что текст переведён с английского языка, но нигде не указан переводчик. варианта два: либо переводчик открестился от этого позора, либо некий(ая) Микки Нокс — псевдоним русскоязычного автора, который в детстве пересмотрел все выпуски «следствие вели».

дальше — по косякам:

1. в начале автор книги описывает Дамера как невысокого человека. рост Джеффри — 185 см. причём автор сам же исправляет это в повествовании и неоднократно называет Джеффри высоким.
2. в книге Лайонела «история отца» указывается, что его и Джойс обрадовало рождение Джеффри. автор же представляет Джойс как женщину с бешенством матки, которая просит унести от неё новорождённого и кидает подушку в акушерку.
3. эпизод с полусырым мясом — выдумка режиссёра фильма «мой друг Дамер». автор решила его «позаимствовать» то ли в подтверждение того, что Джойс страдала перепадами настроения из-за депрессии, то ли включает режим конспиролога (неоднократно, кстати, — в финале Нокс пытается нас убедить, что гибель Джеффри в тюрьме инсценировка, ржу) и пытается нас убедить, что у Джеффри с детства была страсть к мясу.
4. собаку Джеффри — Фриски — не усыпляли: она умерла от инсульта, когда Дамер служил в армии.
5. никто не избивал Джеффри и не мочился на него — ему двинули битой, и он убежал.
6. авария, в которой разбился мотоциклист, произошла не в Акроне, а в Милуоки, и Джеффри на тот момент было 20+.
7. сомнительно, что Джеффри кому-то рассказывал о своей гомосексуальности (уж точно не Бриджит, с которой якобы тусовался в «маке»). в интервью Стоуну Филипсу, которое также приведено в книге, Джеффри говорит: «я понимал, что было нечто, что нужно было держать в тайне от всех, не озвучивать это, даже об этом не думать. так что я просто держал всё в себе и никогда не рассказывал о своих сексуальных предпочтениях». о, и при этом автор в главе «От автора» уверяет, что ознакомился с материалами дела/интервью/заключениями психиатров/беседами Дамера с Ресслером и т.д., когда даже интервью, которое поместил в свою книгу, изучить достойно не смог.
8. мастурбировал Джеффри перед мальчиками не за деньги — просто напился и делал это в одиночестве, а мальчишки посмотрели и сообщили полицейским. если б автор, опять же, хоть немного изучил исследования, связанные с криминалистикой и типами серийных убийц, то не приписывал бы Джеффри эксгибиционизм.
9. Дамер помнил свои убийства в мельчайших деталях — об этом говорит хотя бы то, что он помогал опознавать тела жертв. автор же утверждает, что Дамер ничего не помнил.
10. Джефф не был в трансе, когда в квартиру пришли полицейские. он был оч пьяным, но на ногах держался и отвечал на вопросы.
11. Джеффри не знал, кто такой Ресслер, и не просил Бойла о встрече с ним. Ресслер сам изъявил желание побеседовать с Дамером, в чём ему не отказали.
12. в 1993 году Википедии ещё не существовало, а графический роман Дерфа был опубликован после смерти Джеффри.
13. Скарвер убил Джеффа не шваброй, а металлическим бруском от штанги.

остальное по мелочи, конечно, но дьявол в деталях, особенно — когда речь заходит о научно-популярных изданиях.

в целом книгу можно воспринимать как литературно-художественное издание, основанное на реальных событиях. особенно поражают какие-то реплики/диалоги, которые звучат из уст персонажей (а иначе их не назвать, учитывая, как наплевательски автор отнёсся к истории Дамера) так уверенно, будто Нокс стоял(а) рядом и держал(а) свечку. все эпизоды нацелены на то, чтобы вызвать у читателя «пожалейку», но для этого и реальных фактов из биографии Дамера было бы достаточно.

оговорюсь, что не оправдываю Джеффри и его поступков — он заслуживал наказания, — но хотя б одну ценную идею из нетленки Нокс(а) можно вынести: никто не обратил внимания на странности в поведении Дамера и на то, что он нуждался в квалифицированной помощи (в очень, очень раннем детстве), что и привело к таким последствиям. а ещё более ужасно то, что никто не обратил внимания на исчезновение своих родственников/друзей/детей, которые стали жертвами Джеффри.

одну звезду ставлю за оформление обложки, вторую — за то, что книга помогла скоротать пару-тройку вечерков. а всё, что издано с подзаголовком «подлинная история», нуждается в более пристальном внимании и объективном скепсисе.