Больше рецензий

25 декабря 2020 г. 07:23

769

2 Любовь, вообще-то - это желание, чтобы любимому существу было безопасно, чтобы объект любви был по возможности счастлив.

Книга написана великолепным языком (он также очень кинематографичен). Экранизация Эдриена Лaйна не хуже книги, что бывает редко. Хотя впихивать в несколько своих фильмов свой личный фетиш - скобки на зубах у девочки не самая лучшая идея ;) Тем более, что у Набоковской Лолиты скобок не было. Сначала мне очень мешал слишком выпуклый лоб Доминик Суэйн (Лолита у Набокова была красоткой, похожей на Венеру Ботичелли) - но игра 15-летней актрисы столь потрясающая, что забываешь о неполном внешнем сходстве ее и героини книги. Впрочем, исполнительница главной роли здесь словно не играет, а живет. Что касается Джереми Айронса, он хороший актер. Его грустные глаза придают ему вечно виноватый вид – но Набоковский Гумберт рефлексировал и раскаивался в содеянном гораздо меньше. Герой романа Набокова уверял, что эта книга «о безумной, бессмертной любви» - но, на самом деле, только о его безумной сексуальной одержимости девочками от 9 до 14. Как он вообще смеет заикаться о своей «любви», если он ежедневно по три зраза в день насилует 12-13- летнюю школьницу, которая ему говорит, что ей больно и «отстань от меня, старый павиан, отстань наконец!». Насилует, даже если та больна с высокой температурой! И фантазирует о том, как будет трахаться с собственной малолетней дочкой от «постаревшей» 16-летней Лолиты, а потом и с внучкой от дочки, когда и дочка станет старой 16-тлеткой. Любовь, вообще-то - это желание, чтобы любимому существу было безопасно, чтобы объект любви был по возможности счастлив.
Гумберт меж тем внушает падчерице, что в сиротском приюте ей будет хуже, чем с ним, чтобы девочка не выдала его полиции. Даже когда видит, что она стала похожа на слабоумную из-за его несправедливости. Если бы он ее действительно любил, то дал бы ей (как он сам опять же осознает) нормальное детство, насколько это возможно. Или, хотя бы, оставил сироту в покое. Гумберт кидается уничтожать «злодея» Куилти, похитившему у него Лотиту, хотя сам он злодей ничуть не меньший! Но себя он оправдывает «любовью». Видимо, точно так же себя оправдывают все извращенцы и преступники – некими «благими» намерениями ;) Кстати о нимфетках: судя по статистике, сексуальным домогательствам в совсем юном и даже малышовом возрасте так или иначе подвергаются чуть ли не 98% девочек! Их хватают за грудь, щипают за зад (не говоря уж о худшем). И за детство и юность неоднократно, начиная от случайных прохожих на улице и распираемых гормонами мальчишек в школе до ближайших родственников. Я совсем не была нимфеткой - я была толстой ботаничкой в уродливых очках с ужасными прическами, что не мешало наглым извращенцами прижиматься ко мне в метро и автобусах, в магазинах и даже в поликлинике. Когда мне было 9 (очки и лишний вес уже присутствовали), встреченный на лестнице нашего дома незнакомец остановил меня и полез мне в трусы (снять их он не успел). Я сперва остолбенела, не веря в происходящее, а потом сумела его оттолкнуть и побежала наверх, плача и крича «Дурак, дурак!» Я пела, поднимаясь по лестнице до встречи с ним, я была счастлива. Но мой мир вдруг раскололся на куски. Больше я никогда не пела, заходя в наш подъезд. Еще очень долго я вся напрягалась и заранее сжимала кулаки - мне было очень страшно.
А спустя несколько дней после той ужасной встречи сосед деда Миша спросил меня с нехорошей усмешкой: «Ну, куда там тебя дядя ущипнул?». Больше я к Быстровым в гости не ходила, хотя жена Михаила баба Шура относилась ко мне лучше, чем родные бабушки, и мне очень не хватало доброго отношения в целом. Но я вдруг осознала, что когда деда Миша регулярно тащил меня к себе на колени в мои 5-7 лет (потом я стала отказываться наотрез – мне не нравилось, но прежде я стеснялась об этом сказать), предлагая поиграть в «лошадки» - он не случайно меня к себе так сильно прижимал. Что он тоже извращенец! И что мой ужас и отвращение для него - ничто. Я вдруг увидела адские бездны в его глазах – и что его душу уже не спасти. Потому что моя душа и безопасность были для него ничто. А ведь он был взрослым, а я маленькой, с недостаточным жизненным опытом, часто не понимающая, как себя вести!
Про Лолиту: как верно замечено у Набокова, «правила подростковых сексуальных игр слишком субтильны для взрослого». Девочка становится жертвой собственного любопытства (впрочем, романтически влюбиться в 12 лет – это совершенно нормальный этап в развитии). Хотя, даже если бы школьница не стала инициатором первого соития, Гумберт ведь все равно собирался ее изнасиловать, накачав снотворными - и затем проделывать это регулярно. Это - любовь?! Не смешите меня!
Потом Лолита пытается выжить в тех условиях, в которых оказалась. «Ей, видите ли, больше было совершенно не к кому пойти». Нелюбимая матерью, она все-таки тоскует о ней после ее гибели. И тайно копит деньги на побег от отчима-извращенца. Влюбляется в голливудского драматурга Куилти, но тот вышвыривает девочку из своего особняка после ее отказа участвовать в массовых сексуальных оргиях.
С разбитым сердцем, 14-летняя Лолита и тут не сдается и зарабатывает себе на жизнь тяжелым трудом в дешевых забегаловках - пока в 16-ть она не встречает нормального парня. Набоков «убивает» 17-летнюю Лолиту при родах. То ли он хотел показать, что она все равно была обречена («мне казалось, что я сидел с маленькой тенью кого-то, убитого мной» - в ужасе чувствует Гумберт после первого секса с Лолитой. Что, впрочем, ничуть мешает ему тут же предложить заняться этим вновь). То ли Набоков не знал, как показать повзрослевшую Лолиту, то ли она ему была неинтересна (а вот несовершеннолетние девочки как сексуальный объект - явно да). А вот мне кажется, что история преодоления чудовищного детства и юности, и вообще любых страшных событий в жизни как раз самое захватывающее, трогающее и вдохновляющее. Кстати, обо всем этом моя последняя (не последняя на самом деле - последняя законченная) книга «Новая жизнь» :) Подробнее о ней здесь:

Источник

Комментарии


Блин, как же я плюсую вашей рецензии! Многие говорят о скрытых смыслах и о прекрасном языке, но смысловая чаша перевешивает для меня. Если ты такой мастер слога - напиши о чем-то нормальном, а не нормализуй педофилию, маскируя ее под "любовь".


Но Набоков и не нормализовал. Как мы видим, от нездорового пристрастия ГГ пострадали все герои книги. Автор описывает глазами главного героя, но читатель в состоянии сделать свой вывод из происходящего.