Больше рецензий

20 декабря 2020 г. 22:55

97

4 Про изоляцию в докоронавирусные времена

Не до конца понимаю, на кого рассчитана эта книга. Это, очевидно, не популярная психология, поскольку ни название, ни способ изложения информация, ни содержание не являются удачными, с маркетинговой точки зрения. Автор все-таки психолог, занимающийся наукой, пишущий учебные пособия, монографии и статьи, потому язык его сух, академичен, а повествование лишено юмористической или какой-либо другой развлекательной составляющей. Содержание же книги сводится в основном к последовательному описанию различных форм одиночества и групповой изоляции, т.е. совместного одиночества группы людей, а также возможных последствий этого одиночества (в том числе и разнообразных патологий) и условий, которые могут усугубить или сгладить эти последствия. И вот тут могут возникать претензии как и у не-психологов, так и у психологов. С одной стороны, в книге не растягиваются три мысли на 300 страниц, как это нередко бывает в популярной психологической литературе, здесь масса информации. С другой стороны, информация носит исключительно описательный характер, слабо систематизирована, а уж искать какую-то аналитическую составляющую здесь и вовсе не просто. Я не понимаю, по какому принципу автор выбирал, о чем писать в книге и о чем не писать. Не понимаю, как он отбирал научную литературу. Скажем, в главе про аутизм, которая во многом противоречит современным взглядам на расстройства аутистического спектра, автор в основном ссылается на Блейлера, ученого, писавшего об аутизме и аутистическом мышлении в начале 20 века. Понятно, что это важный источник, и классику забывать нельзя, но даже на момент издания этой книги существовали более современные исследования. И зачем вообще приводить пример из той области, которой занимаешься мало или не занимаешься вовсе? Автор, насколько я понимаю, не специализировался ни на проблеме аутистического расстройства, ни на проблеме аутистического мышления как составляющей шизофрении, и занимался в основном трудовой и экстремальной психологией. Аутизмом же занимается специальная психология – совершенно другая отрасль, со своим достаточно большим багажом исследований и научной литературы, близко соприкасающаяся с медициной и педагогикой. И в той же главе про аутизм зачем-то Кафка и психастеническая психопатия. Как они связаны? Зачем это все? Это собственно вопросы, которые местами возникали при прочтении первой части учебного пособия, посвященной феноменологии одиночества. Для меня, наверное, проблема первой части состоит в том, что она пытается объять необъятное, в том числе и то, в чем автор, по-видимому, не является специалистом. Например, сенсорная депривация, ранняя социальная изоляция (дети-Маугли) – это очень объемные темы, в которых много не только психологии, но и психофизиологии, нейрофизиологии и других наук, изучающих мозг, и лично мне было недостаточно того, что написал по ним автор, как будто мне дали ознакомительный фрагмент, а где найти полное произведение – непонятно.
Кроме того, Владимир Иванович нередко использует специфические термины, не всегда при этом разъясняя их смысл, так что, наверное, неплохо было бы поместить в конце книги терминологический словарь с краткими объяснениями, либо делать сноски с пояснением по каждому психологическому, медицинскому, физиологическому или другому научному термину. Я не представляю, как человек непосвященный, и в особенности непривыкший читать такого рода литературу, сможет справиться с таким объемом информации, тем более, когда местами автор вскользь упоминает о чем-то важном, а затем просто идет дальше. Хотя, учитывая типичное учебниковое название книги, очень сомневаюсь, что на нее клюнет кто-то, кроме людей, занимающихся этой тематикой.
К содержанию второй части книги вопросов особо нет. Это профессиональная вотчина автора, то, чем он занимается большую часть своей жизни – в групповой изоляции он не может не разбираться. Не скажу, что узнала для себя что-то принципиально новое, но примеры взаимодействия людей в экспедициях, экспериментах, путешествиях, космическом полете и т.д. достаточно занимательны. Что-то из жизни других, как будто подглядела за процессами, в которых никогда в жизни принимать участие сама не буду. На мой вкус, не хватает немного социальной психологии (групповые процессы, групповая динамика, роли и т.д.), но автор представитель трудовой психологии, поэтому понятно, что мыслит он с ее позиций, а я, признаться, всегда находила эту отрасль психологии скучной и занудной, потому не могу быть объективной.
Не хватает немного информации о том, что происходит с людьми, добровольно выбравшими одиночество, и группами, добровольно выбравшими изоляцию, однако, понимаю, что целью автора было показать, что может происходить с человеком и группой людей, когда они оказываются в ситуации изоляции, которую сами не выбирали или выбрали условно добровольно, т.е. не ради изоляции как таковой, а ради выполнения каких-то задач, которые требуют в том числе изоляции.
Очень сильно не хватает анализа и выводов по всей собранной информации. Автор не идет вглубь, не создает теорий, не выявляет механизмов. Он пересказывает то, что уже было выявлено до него, приводит примеры и добавляет свои наблюдения. Безусловно, это немалый труд, но этого же недостаточно. Нет нормальной классификации. Да, мы знаем, в каких ситуациях группы оказываются в изоляции. Но где четко прописанные признаки этих ситуаций? Где методология отбора и хотя бы ссылки на методические предписания по отбору в социально изолируемую группу? Возможно, я что-то упустила в потоке информации, но опять же, это проблема книги – важная информация должна выделяться и даже повторяться, если это необходимо. Это ведь учебное пособие. Учебное пособие должно быть структурированым, в нем должны быть четко представлены основные положения, а примеры и описания – это всего лишь вспомогательные средства, которые облегчают понимание основных положений и их запоминание. Здесь же все как-то хаотично, непонятно, какие моменты ключевые, и требуется продраться через примеры и феноменологические описания, чтобы вывести для себя основные теоретические положения и практические рекомендации. После школы А. Н. Леонтьева, у которого что ни фраза, то туман, расплывчатость и загадка, конечно разобрать это учебное пособие – не сверх сложная задача, но и не то, чтобы очень приятно этим заниматься.
Есть некая ирония в том, насколько актуальна эта книга сейчас, с учетом того, что люди по всему миру провели не один месяц в самоизоляции. Какое можно было бы провести на нас всех исследование, просто невероятное. Надеюсь, кто-нибудь это сделал, и нас ждет книга о том, как в 2020 году коронавирус превратил нас всех в участников естественного психологического эксперимента.