Больше рецензий

Anvanie

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 ноября 2008 г. 18:41

505

5

Беда Достопочтенный (Bede Venerabilis) - один из самых образованных людей своей эпохи, "отец английской истории", - родился около 672-673 гг. неподалеку от монастыря Уирмут, куда в семилетнем возрасте был отдан на воспитание. Позднее был переведен в монастырь Джэрроу, где принял монашество, и в котором провел всю свою жизнь. Около 692 года был рукоположен в диаконы, а в 703 - в священники. Беда занимался наставнической и научной деятельностью: он автор около сорока произведений, написанных на латыни, среди которых библейские комментарии к книгам Ветхого и Нового заветов, жития святых, труды по астрономии, хронологии, математике, философии, опыт космографии "О природе вещей", написанные героическим и элегическим стихом "Книга эпиграмм" и "Книга гимнов". Самое известное его произведение - "Церковная история народа англов", была и по сей день остается основным, а в некоторых случаях и единственным источником по истории Британии эпохи так называемых "темных веков". В средние века труды Беды Достопочтенного пользовались непререкаемым авторитетом - на них ссылались, часто цитировали, переписывали, его книги можно было встретить во многих библиотеках Западной Европы. Скончался Беда в 735 году, накануне праздника Вознесения Господня. Вскоре после смерти, а возможно, и при жизни Беда получил звание Достопочтенного (Venerabilis), которое обычно прилагалось к ученым богословам и историкам церкви. Это звание сопутствовало ему в течение веков вместе с другим титулом – "учитель церкви" (magister ecclesiae). Официальной канонизации Беды препятствовало отсутствие явных свидетельств о чудесах, совершенных им при жизни, а также о необычных явлениях, связанных с его мощами. Только в 1899 г. папа Лев ХIII объявил Беду святым и назначил на 27 мая день его памяти. Англиканская и другие протестантские церкви не признали этого решения и по-прежнему именуют Беду Достопочтенным.

"Церковная история англов" находится на пересечении двух жанров - исторической хроники и церковной истории. Так. Беда, с одной стороны, опирался на "всемирные хроники" Павла Орозия, Проспера Аквитанского и Евсевия Кесарийского, с другой – на "Церковную историю" того же Евсевия.

Также это сочинение Беды стоит на рубеже двух периодов истории церкви. Первый период закончился на Западе в 8-9 вв. (это была эпоха утверждения веры, связанная с деятельностью святых отшельников и миссионеров, стремившихся к мученичеству). Ее сменила другая эпоха - время укрепления власти Рима, организации и унификации церковного управления и церковной доктрины, когда святых сменили администраторы. Беда видел был свидетелем и той, и другой эпохи и его симпатии принадлежали, бесспорно, первой из них.

Для Беды, как и для Евсевия, основа церкви оставалась той же, что и в апостольские времена, а ее главными проявлениями служили мученичество и чудо. Если рассказы о мучениках находятся на периферии повествования Беды, то чудеса занимают едва ли не главное место в "Истории". Автор не особенно интересуется, происходит ли то или иное чудесное проявление от естественных причин, психологических факторов или случайных совпадений. Для него важно то, что оно является "чудом", служищим для обращения неверующих или укреплению усомнившихся.

Другой важной темой "Истории" служит продвижение от языческой племенной раздробленности к христианскому универсализму. Об этом говорится уже в первой главе "Истории", где Беда пишет, что все народы и языки Британии объединяются божественной мудростью и ее языком - латынью. При этом универсализм Беды не является политическим, что характерно для историков времен Каролингов. Он спокойно относится к раздробленности Англии и не призывает к объединению англосаксонских королевств. Однако для него чрезвычайно важно единство всех государств и народов Британии в лоне одной, а именно Римской церкви.

Так, материал для "Истории" Беда, по собственному признанию, черпал "из всех достойных доверия источников". Эти источники разбивались на три основные группы: сочинения историков поздней античности и раннего Средневековья, писания отцов церкви и устные предания, сообщенные ему многочисленными информаторами из разных концов Британии. Всю эту мозаику фактов и легенд Беда сумел с редким для своего времени искусством соединить в единую картину истории родного острова. Такие разные темы, как чудеса святых, войны и союзы королей, природные явления и даже поведение животных, он освещал с одинаковым мастерством рассказчика.