Больше рецензий

17 декабря 2020 г. 11:19

218

3 "... Очередной раскат грома над деревушкой Три Сосны..."

"... Люди подобны домам. Некоторые веселые и яркие, некоторые мрачные.
Некоторые привлекательны снаружи, но отвратительные внутри.
А некоторые из самых отталкивающих внешне домов оказываются теплыми и гостеприимными внутри..."

С циклом книг о старшем инспекторе Армане Гамаше я каждый раз, принимаясь за чтение очередного тома, допускаю одну и ту же ошибку. Я делаю слишком большие паузы между томами. Я привыкла к тому, что у мэтров детективного жанра вроде Агаты Кристи, Жоржа Сименона или Артура Конана Дойля книги можно читать в абсолютно свободном порядке - между ними нет тугой сюжетной сцепки, сюжетные линии не кочуют из книги в книгу и нет необходимости читать их в жесткой последовательности. И это очень ценная характеристика! В противовес им Луиза Пенни решила, видимо, что ее цикл книг должен объединять не только общий герой, но и то, что из произведения в произведение будут перетекать и получать дальнейшее развитие отдельные герои и их собственные второстепенные линии. Я осознала эту особенность, когда взялась за второй том детективных приключений Армана Гамаша. Но поскольку между вторым и третьим был перерыв в целый год, успела про эту особенность и подзабыть. Поэтому попервой, читая "Самый жестокий месяц", я чувствовала себя неуверенно, потерянно и несколько "плавала" среди героев и их предысторий. По факту, перед чтением неплохо было бы освежить память и пройтись по тому, кто есть кто в квебекской полиции, в деревушке Три Сосны и при каких обстоятельствах вся эта куча народа раньше встречалась...

В этот раз меня посетила мысль, которая позднее была зафиксирована и в тексте книги - а в Трех Соснах вообще кто-нибудь умирает естественной смертью? Ну просто необычайная криминогенная обстановка как для такой маленькой и с виду мирной деревушки! Еще немного и ей понадобиться собственный полицейский участок! Такое ощущение, что поселок как магнитом притягивает к себе как преступников, так и их жертв! И если в двух предыдущих книгах Три Сосны производили какое-то умиротворяющие и уютное впечатление, то в этом случае описать деревню я могу только как сосредоточение всевозможных странностей! Тут Вам и мужчина, слышащий деревья и говорящий с ними. И женщина, разгуливающая в сопровождении уток. И старичок, решивший что он несет с собой смерть. И как вишенка на торте - заезжая ведьма, во время спиритического сеанса которой умирает одна из местных жительниц...

Меня поразило то, как рьяно принялась квебекская полиция за расследование этого дела. В том смысле, что они не удовлетворились версией, что сердце Мадлен Фавро остановилось вследствие жуткого испуга. Казалось бы, все так ладно устроено и все сходится один к одному, казалось бы, что в подобной ситуации комар носа не подточит, но нет... То ли дело в интуитивном понимании полицейских, что здесь отдает криминалом, то ли у квебекской полиции так мало реальных дел, что они с легкостью могут выделить целый отряд для расследования в Трех Соснах. Само расследование, кстати, вышло очень неспешным и малодинамичным. Арман Гамаш в своей манере гуляет по деревушке, беседует с местными, задает им на первый взгляд весьма абсурдные вопросы, пьет литры кофе и поглощает всевозможные яства, а помощников отправляет копаться в прошлом убитой. Что тоже выглядит несколько странно - например, поручение добыть ее школьные табеля и выпускные альбомы. Ну хоть не метрику из роддома и то слава богу! И все это на фоне разыгрывающейся бури в жизни и карьере самого старшего инспектора.

И вот к этому сюжетному ходу у меня есть определенные претензии. Мне не нравится, когда в книг очень много того, что не касается именно расследования конкретного преступления. Семья Гамаша, его взаимоотношения с коллегами, подковёрные игры в коллективе, дело Арно, Иветт Николь и так далее, и тому подобное. Мне не нравятся все эти ответвления от сюжета. Они неинтересны и несостоятельны для того, чтобы выделять их в отдельные линии и посвящать им так много времени. Мне не нравится то, что из книги в книгу мы вспоминаем о старом доме Хадли и о том, что там происходило, выбирая для описания этих событий всевозможные синонимы слова "ужасно", "жутко", "страшно" и т.д. Мы как будто тащим за собой на тележке выжимку из первых двух книг!

Пару слов о том, что касается развязки. Честно говоря, она не впечатлила. Разгадка преступления оказалась такой банальной и очевидной, что в первый момент я подумала, что Гамаш имеет еще какой-то козырь в рукаве и сейчас нам его предъявит, перевернув все с ног на голову. Но нет! Тот герой, которого легче всего было заподозрить в убийстве, который для любого, читающего книгу, становился подозреваемым №1 и оказывается убийцей! А его мотивы - вообще из серии "рука-лицо"! Более того, я не понимаю, зачем было устраивать этот цирк с оглашением преступника в старом доме Хадли и я не вижу логики в поведении Бребёфа, который явился туда со своими опричниками! Кульминация детектива, которая должна по идее была произвести эффект брошенной под ноги бомбы, вышла какой-то жалкой, слабой и натянутой. На мой взгляд "Самый жестокий месяц" - это наиболее слабая книга из первых трех в цикле!

Аудиокнигу я прослушала в исполнении Павла Конышева. Мне очень понравилось то, как он владеет своим голосом и то, как с его помощью ему удалось передать особенности характеров и личностей всех героев. Особенно блестяще вышла озвучка Габри и Рут Зардо! "Дорогу утке и бабке жуткой!" - вообще блеск, лучший эпизод в книге! Поэтому, если я вернусь к циклу книг об Армане Гамаше, то скорее всего это будет именно аудиовариант и именно в исполнении Павла Конышева. Главное, не делать снова годичный перерыв, чтоб не пришлось воссоздавать в памяти Три Сосны и квебекскую полицию заново по крупицам!