Больше рецензий

mariya_mani

Эксперт

Любитель радостных книг

11 декабря 2020 г. 17:23

828

5 Спойлер

Из моих старых рецензий

Лето Поздней Розы только начиналось. Край Цветущих Мхов мирно покоился в сияющей нежной дымке, умывался росой ярких рассветов, грелся в лучах томного полуденного солнца и задумчиво дремал в лиловых сумерках, пока июньская ночь не укутывала его мягкой темнотой.
С давних времён Рэдволл стоял у самой южной границы. С севера и востока к его стенам подбирался густой лес, с юга расстилался широкий холмистый луг. А древние ворота выходили на пыльный тракт, тянувшийся вдоль западной стены аббатства.
С высоты крепость напоминала таинственный драгоценный камень, оборонённый на светлый шёлк и тёмный бархат. Много лет назад мыши построили Рэдволл из удивительного красного песчаника, который добывали в карьере далеко на северо-востоке.
Южная стена густо заросла диким виноградом, и ранней осенью, когда листья становились алыми, казалось, будто сама природа накинула на древние плечи аббатства пурпурную мантию, подчёркивая его величие…

Я уже писала рецензию на книгу Брайана Джейкса «Двое с «Летучего голландца» и тогда ещё написала, что автору лучше удаются характеры и портреты зверей, чем людей, которых Джейкс рисует схематически. И сейчас, перечитывая одну из книг серии «Рэдволл», я снова в этом убеждаюсь: автор не умеет (или не получается) описывать людей; зато звери у него выходят замечательные! В чём-то эти звери так похожи на нас, людей, что просто диву иногда даёшься.

В сказках мы встречаем существ, непохожих на людей, но ведущих себя почти как люди, — великанов, гномов, говорящих зверей. Я считаю, что этот прекрасный символ, помимо всего прочего, позволяет описать человеческую психологию и типы характеров гораздо короче и доступней, чем в романах —

так писал Клайв Стейплз Льюис в томе шестом собрания сочинений. И я с приведённой цитатой согласна: истории, которые рассказывает Брайан Джейкс в своей серии «Рэдволл» действительно помогают как бы взглянуть на себя со стороны; посмотреть, как выглядят злодеи, о которых идёт речь в книжках, и подумать, как плохие поступки влияют на внешность. И это немало! Как будто мы смотрим в зеркало, и что мы в нём видим? Себя. Но какими? Добрыми и хорошими, или плохими и злыми? Мы — разные, как и нет двух одинаковых героев в этой увлекательной саге.

… И только сейчас, когда я искала «Меч Рэдволла» в сети, чтобы найти цитату, с которой я начала свою рецензию, я узнала для себя один интересный факт:

…В России книга издавалась трижды. В 1997 под названием «Рэдволл» её выпустило издательство «Азбука» совместно с книжным клубом «Терра» в серии «Заповедный мир». Позднее, в 2002 году книгу переиздали; издательство «Азбука-классика» выпустила «Воин Рэдволла» в новом оформлении, добавив иллюстраций, цветную карту на форзаце и урезав содержание общей сложностью на несколько страниц, тем самым сделав некоторые моменты книги не вполне понятными. В 2014 вышло переиздание книги от издательства «Эксмо» в новом оформлении и с новым переводом, в значительной степени адаптированное для детской аудитории.

…Но это я отвлеклась! Мне захотелось поделиться с вами интересным фактом о книге.
Итак, возвращаясь к сюжету.

…Мышонок Маттиас с детства мечтал стал великим воином. Но времена героев закончились, сражения давно ушли в прошлое… Неудивительно, что предводитель крысиной армии Клуни Хлыст посчитал их

(край Цветущих Мхов)

лёгкой добычей… Маттиас понял, что просто обязан осуществить свою мечту. Он должен найти легендарный меч Мартина-воителя и защитить аббатство — или Рэдволл падёт!

Мне мышонок Маттиас показался похожим на мальчишку-подростка, которого манят далёкие края и приключения, захватывают истории о былых временах, героях, подвигах, битвах, отваге и чести.
Этакий неуклюжий мальчишка, который путается в рясе послушника и в слишком больших сандалиях. Он кажется нелепым, этот маленький мышонок:

Смешно переваливаясь и спотыкаясь, Маттиас ковылял по двору аббатства. Слишком большие сандалии волочились по земле, хвостик едва виднелся из-под непомерно огромной рясы послушника. Мышонок только на секунду поднял взгляд в синее, без единого облачка небо и тут же споткнулся, запутавшись в сандалиях…

И герой из него никакой, хотя маленькому мышонку и нравится слушать истории о Мартине-воителе, — легендарном воителе далёкого прошлого. Мартин — покровитель обители, или, как сказали бы мы, люди, святой, тот, к которому обращаются за советом в трудный для обители момент.
Как видим, не все герои в детстве были сразу такими могучими и сильными, полными отваги. Они были, иногда и некоторые, как Маттиас, нелепыми и чуточку смешными, но над ними никто не смеялся. Наоборот, мудрый аббат подумал, что нужно дать мышонку сандалии по размеру!

Вот вроде бы и мыши (не кричать! не визжать!), а ведут себя по-человечески: у них человеческие же мысли, слова, поступки; они и одеты как люди, — в рясы, в платья, и носят в причёсках ленточки (мышки).
Ну как тут не вспомнить слова Клайва Стейплза Льюиса о сказках и символах, которые мы встречаем в волшебных историях! Перед нами в образе мышей мы сами, с нашими привычками, укладом жизни, нравами и манерами. Но и об этом я уже писала.
Ну что, кричать не будете, завидев говорящую мышь? Точно не будете? Хорошо. Послушайте же, что же было дальше.
В аббатстве (мне, когда перечитывала книгу, подумалось, что я ни разу не видела плана аббатства. Упоминания в текстах есть, и не в одной книжке серии, а планов на форзацах книг нет… Есть только карты самого края Цветущих Мхов и тех мест, в которых происходит действие той или иной книги) праздновали юбилей настоятеля, отца Мортимера.
О пире, который устроили обитатели розово-песчаниковых стен, можно говорить и писать очень долго. И вообще — в книжках данной серии герои очень вкусно едят! Так что, если вы голодны, не читайте. А то я вам назову парочку блюд с этого пира (да пожалуйста, мне не жалко):

…нежнейшие пресноводные креветки в сметане с розовыми лепестками, ячменные зёрнышки, тушёные в желудёвом пюре, кусочки яблок и морковки, маринованные кочерыжки, вымоченные в сметанном соусе с репой и мускатным орехом…

И на закуску — хариус, весом

…фунта два…

Когда эту рыбину принесли на кухню, то повар (всю цитату приводит не буду!) объявил следующее:

—…Несите сюда белого крыжовенного вина! Розмарин мне, тимьян, буковых орешков, мёда, да поживее!.. Тащите сметану! Много-много свежей сметаны! И листьев мяты…

Вот, значит, после такого пира, герои отправились домой, в сторожку рядом с церковью святого Ниниана (Маттиас их сопровождал и помогал доставить угощение), и по дороге услышали громкий стук копыт. А потом, когда наши маленькие персонажи спрятались в траве, они увидели телегу и лошадь, которая мчалась по дороге. В телеге же ехали крысы, огромное количество страшных, уродливых крыс. Зрелище то ещё, доложу я вам. Но впрочем, пугать вас я не буду! Это надо читать. Да и не так уж и особенно важно, как выглядели эти твари.
Главное же вот что — телега опрокинулась, и раненым крысюкам (это не я, так в книге) пришлось укрыться в разрушенной церкви святого Ниниана (кстати, во всей серии нет никаких упоминаний, кто была или была, этот святой). Ну, а потом, когда крыса очухались, они принялись за своё: за грабежи, насилие и убийства. Они отправились на поиски провизии, ведь есть-то хочется. Но еды в ближайших окрестностях оказалось очень и очень мало… А Клуни Хлыст ох как страшен в гневе!! Лучше от него держаться подальше. И вот наши герои отправляются захватывать новые земли. Вам это ничего не напоминает? По-моему, так похоже на пиратов, бороздящих моря под «Чёрным Роджером». Те ещё морды.

…Говорить о том, что же было дальше не буду. Не хочу портить интригу. Скажу лишь, что у крысюков ничего не вышло. Совершенно. Все их планы провалились. Да, и на помощь обитателям Рэдволла пришёл небесный покровитель, Мартин. А маленький, нескладный, неуклюжий Маттиас, стал героем!
Это если вкратце, и в сжатой форме. А в полной же — очень увлекательная книжка получается. Мне сейчас подумалось, что все книги данной серии похожи на хорошее кино, в котором один фрагмент истории чередуется с другим, одна история сменяет другую. И вместе они образуют яркое, красочное действие, наполненное загадками, стихами, солнцем, небом, горами, реками, разговорами, смехом и добротой.
Если же коснуться той части, в которой Брайан Джейкс говорит о разгадывании загадок (как в этой книге, например, когда герои искали меч Мартина-Воителя), то мне кажется, что сюжет начинает напоминать очень увлекательный и подробно описанный квест. Где одна загадка ведёт к другой загадке, и так шаг за шагом, одна стихотворная строчка сменяет другую. И эти загадки приятно разгадывать и пытаться на них ответы. Это похоже на проверку, или тренировку, нашей памяти, — способны ли мы, поднапрягшись немного, разгадать тайну нахождения того или иного предмета, вещи или даже героя (было и такое). Или на это окажется слабо?
Мне хочется, конечно, пролистать книжку и заглянуть в конец, где все ответы будут найдены. Но так неинтересно читать. Это всё что взять и рассказать всю книгу тому, кто её ещё не читал и не знает, в чём же там дело. Вот так и с загадками. Не буду о них рассказывать!