Больше рецензий

11 декабря 2020 г. 14:28

1K

4 Кризисный дневник.

"...О даром потраченных часах, моментах разочарования и навеки упущенных возможностях - упущенных, потому что время уже съело колоссальную часть моей жизни, и мне её было не вернуть."

Журналист Пол Кемп приезжает в Пуэрто-Рико, устраиваясь на работу в паршивую, вечно балансирующую на грани банкротства газетёнку, штат которой составляют, по мнению её главреда, исключительно алконавты и дегенераты. Единственным развлечением в этом до крайности унылом городе обещает стать прибывшая одновременно с Полом красотка, да вот беда: быстро выясняется, что прекрасная незнакомка приехала к бойфренду, работающему в той же газете. И из способов убить время остаются только литры, многие литры рома...

Удивительно, что Томпсон так рано (ему, если верить википедии, было всего 22 года, когда он написал "Дневник") почувствовал горечь кризиса середины жизни. Удивительно и весьма невесело. Потому что "Ромовый дневник" во многом вышел про то, что время уходит, а герой, с отчаянием ощущая, как оно утекает сквозь пальцы, парадоксально может лишь убивать его снова и снова. Но постепенно герой (и, видимо, сам автор) переваливает через этот рубеж и подступает к зрелости - к скучному спокойному оседлому существованию, желанию обрести свой тихий угол и усталости от прежней жизни.

Пишет Томпсон изумительно сочно и ярко - ляпает сразу целую кисть краски и жирно размазывает по холсту. Пролог, описывающий бар, где в основном зависают главные герои - отдельное произведение искусства, он для меня стал самой удачной частью книги вообще. А ещё автор очень объёмно пишет персонажей - подозреваю, потому, что списывал он их зачастую с живых людей из своего окружения. Да, они все пьянчуги, скоты и дегенераты - но это пьянчуги с талантом, с творческой жилкой, с какой-то сверхидеей, с прошлым, они все получаются разными и выпуклыми.

Признаюсь - история в целом очень простая и непритязательная. Даже вместо какого-то внятного финала она просто идет на спад, завершаясь весьма скучно: доигрались и разбежались по всему свету, как тараканы. Впрочем, будто от этих героев стоило ожидать чего-то другого. Что её по-настоящему спасает - это стиль Томпсона, его талант к описаниям, к умной тонкой грусти, чередуемой с каким-то трешовым юмором, который волей-неволей вызывает смешок, пускай даже нервный. Талант смешивать смешное и депрессивное, который создал на выходе мрачно-забавную книгу о кризисе, несостоятельности, упущенных возможностях и полном днище.