Больше рецензий

valeriya_veidt

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 декабря 2020 г. 14:03

267

4

Давайте поиграем?

Ниже представлен коротенький тест. Попробуйте угадить правильный ответ.

СЕГОДНЯ ГРАММАТИСТ МОГ БЫ НАЗЫВАТЬСЯ
А) педагогом дополнительного образования
Б) учителем начальных классов
В) преподавателем ораторского искусства
Г) учителем иностранных языков

КИФАРИСТ ОБУЧАЛ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ
А) метанию дисков
Б) стрельбе из лука
В) игре на музыкальных инструментах
Г) фехтованию

ПЕДОТРИБ ОТВЕЧАЛ ЗА
А) военную подготовку
Б) развитие ораторских способностей
В) обучение чтению
Г) физическое воспитание

Если вы выбрали ответы Б), В) и Г), значит, вы либо уже прочитали книгу В. В. Петрова «Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться... Как воспитывали детей в Древней Греции», либо вы были отличником по дисциплине «История педагогики и образования», либо вы просто начитанный человек.

То есть если бы этого человека звали не Академом, а как-нибудь по-другому — Писистратом, например (это имя носил глава афинского государства, правивший в VI веке с небольшими перерывами более тридцати лет), — именно так, писистратиями, звались бы многочисленные академии. И была бы у нас Писистратия наук России, и заседали бы там писистратики…


А ещё из книги В. В. Петрова вы узнаете о том, кто такие педономы и гимнасиархи, были ли у маленьких древних греков игрушки, какие ступени обучения должен был пройти юноша из знатного рода и юноша из класса ремесленников, чему обучались девочки в Древней Греции (и обучались ли вообще), а также о многом-многом другом…

Платон добавил ещё такую форму обучения, как… пиршество, ибо полагал, что совместное застолье, приправленное беседой, может служить отличным средством воспитания. Такие застолья назывались симпосиями. От этого слова отпочковалось слово «симпозиум», то бишь научная конференция…


Будучи написанной в научно-популярном стиле, книга «Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться...» отличается прекрасным чувством юмора (хотя это дело, как вы понимаете, достаточно субъективное), понятностью изложения не самых простых философский идей.

Кроме того, важно отметить, что автор неоднократно транслирует читателям одну важную мысль: невозможно понять древних греков с культурологического подхода и ценностных ориентиров современности.

Также отдельной похвалы заслуживает тот факт, что В. В. Петров намеренно ограничил своё повествование периодом V–III вв. до н. э., а также жёстко дифференцировал спартанскую и афинскую системы воспитания.

Единственное, что вызвало у меня непонимание, — это выражение авторской позиции в отношении современных ЛГБТ-сообществ. Вероятно, вполне можно было обойтись и без этого, остановившись лишь на отдельных аспектах гомосексуального поведения в Древней Греции.

Считаю, что книга может быть интересна родительскому сообществу и работникам системы образования.