Больше рецензий

MashaKurochka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 декабря 2020 г. 13:17

364

5

Что стоит за размноженными изображениями Мэрилин Монро в диких расцветках или банками супа Кэмпбелл? Издёвка ли это над обществом потребления или такое искусство является частью этого самого общества? В этих вопросах поможет разобраться лаконичная и толковая книга Флавии Фриджери.

Как и всё искусство XX века, не желавшее больше поклоняться пыльным музейным шедеврам прошедших столетий, поп-арт возник в 50-х и пошёл своей дорогой. Он стал реакцией на агрессивный абстрактный экспрессионизм. Оказалось, что любая обыденная мелочь, любой образ масскульта может стать предметом искусства. И если можно восхищаться работами, например, Тициана и Да Винчи, то почему нельзя восхищаться кока-колой? Это всё, конечно, ирония, которая неизменно следует за поп-артистами.

Как занудный любитель структурности, я оценила то, как автор всё разложила по полочкам. Она прошла по многим темам, в которых отметился поп-арт. Это и война во Вьетнаме, и политика, и космическая гонка ведущих держав, феминизм и конечно же реклама.

Фундамент, на котором стоит весь поп-арт – это узнавание. Чёткие образы, известные практически каждому жителю планеты, будь то фотографии четы Кеннеди, Микки Маус или даже пародия на полотно Веласкеса «Менины». Для меня, однако, самой любопытной оказалась глава о военных конфликтах, потому что чем внимательнее ты смотришь на картину, на первый взгляд кажущуюся аляповатым набором изображений, тем бОльший ужас начинаешь испытывать.

Отличная книжка, которая, несмотря на свой скромный объём, очень неплохо представляет поп-арт, как явление, большому кругу читателей. Флавия Фриджери соблюла баланс между известными жанровыми работами, например, Уорхола или Лихтенштейна, и менее знаменитыми представителями этого направления.