Больше рецензий

EmmaW

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 декабря 2020 г. 20:06

1K

0.5

Это типичная семейная сага без каких-либо бонусов в виде детективной или любой другой начинки. Якобы «тайна», о которой говорится в аннотации, на самом деле умалчивание факта ради поддержания имиджа Холлингвортов. «Тайна» Брайди раскрывается Росс сразу, так что здесь тоже ничего интересного ждать не приходится. Даже не уровень Кэтрин Уэбб по загадкам. В плане атмосферности тем более. Она отсутствует напрочь. Даны яркие приметы времени, но они не связываются органично с героями и окружающей обстановкой, да и сами по себе будто взяты из справочника.

Мне попадалась статья о разных поколениях, в которой было написано о чертах каждого из них и ключевых событиях, повлиявших на мировоззрение. В этой книге я встретила все то же самое. Такое ощущение, будто Росс читала ту же статью и приспособила для себя. Персонажи, кроме Брайди и частично Сары, – блеклая масса. Сара и Брайди – представительницы разных классов с предсказуемым мышлением и поведением. Тоже будто воплощение штампов, а не живые люди. Брайди еще и саговая «хорошая девочка». И согласно жанру ей на пути должны встречаться помощники, облегчающие ее существование и относящиеся к ней по-доброму. Все ее проблемы решаются легко и просто за «хорошесть». Возникла нужна в чем-то, а тут по мановению волшебной палочки появляется персонаж и разруливает ситуацию. В целом от всех героинь было впечатление одной сплошной патриархалки, размазанной на сто лет.

Основное повествование сосредотачивается на начале века и на двух девушках – Брайди и Саре. Несмотря на это, не чувствуется ни духа времени, ни индивидуальности этих героинь. Остальным уделено куда меньше внимания, соответственно там Росс не пыталась даже в общих чертах описать характеры, а маркеры времени свелись к убийству Кеннеди и падению башен-близнецов. Мужские персонажи тоже ничем не отличаются друг от друга и вылеплены по шаблону «саговый мужик». Главы от Винсента не говорят ничего о Винсенте, потому что он думает только о маме и няне.

Женские персонажи соответствуют жанровому штампу «саговая женщина». Они помешаны на мужиках, на идее замужества и беременности. Сара сконцентрирована на том, чтобы обогнать сестру в этом и ей все равно, кто из мужиков на ней женится. Все пищат от восторга при виде детишек и мечтают о своих. У всех в голове долг перед родителями и преданность семейным традициям. Ни у кого из них не проскальзывает ни одной мысли, не касающейся семьи. Читать об этих героинях неинтересно, а атмосферы нет, поэтому погружения в прошлое книга не обеспечивает.

Сюжет отсутствует, даже самый примитивный. Здесь попросту нет никакой внятной линии. Я читала другие саги и точно знаю, что дело не в жанре. Да, главное отношеньки, браки, роды, дети, описание «тяжелой доли патриархалки», но помимо этого в сагах бывают еще какие-то идеи, сюжетные линии, прорисованная атмосфера и реалистичные характеры героев. Здесь же реально скомпонованные искусственно (напр.: Эмма пришла на экскурсию в дом детства Винсента) в одну историю однообразные отрывки. Будто бы Росс нравилось писать о женщинах по кругу «переспали-забеременела-родила», а потом она захотела впихнуть написанное в книгу.

Почти каждая героиня едет по этим рельсам и больше ничего в их жизни не происходит. Во всех подробностях описывается обретение девушками мужичка, затем детали брачной ночи, потом беременности и родов. Все со штампами «он бьется ножкой, мы скоро встретимся», «как сын похож на отца» и т.д. Брайди иногда отвлекается на религию, правильность католиков по сравнению с протестантами, на мысли о смертном грехе и горении в аду, но это нужно, чтобы показать, что она пришлая ирландка. Только для Винсента и Эммы писательница почему-то сделала исключение. В главах о Винсенте она не пишет о его первом сексе, о беременности его девушки и ее родах, а глава об Эмме заканчивается свадьбой. Тест оказался отрицательным – вот это поворот. Наверное, именно эту тайну имели в виду в аннотации.

Почему книга называется «Опоздавшие» и кто куда опоздал до меня так и не дошло. Я не люблю, когда люди берут книги гарантированно не своего жанра, а потом пишут в отзывах, что им не понравилось, но сейчас делаю то же самое. Я повелась на стереотип об издательстве. Существует мнение, что если тебе понравилось несколько романов одного издательства, тогда и другие понравятся. Я подумала, что это сработает, тем более мне в этом году очень понравились «Воздух, которым ты дышишь» и «На поле Фарли». Я подумала, что «Опоздавшие» будет похож на «Воздух, которым ты дышишь». Я не поверила, что это сага. А еще надеялась на крутое погружение в начало века и жизнь аристократической семьи, как было в книге «На поле Фарли».

«Опоздавшие» скорее похож на смесь «Бруклина», «Истерли Холла» и «Поющих в терновнике». С последним возникли просто ассоциации. По качеству произведение Маккалоу намного выше.

К сожалению, книга не оправдала ожиданий и становится худшей из дочитанных до конца за этот год.