Больше рецензий

Milosska

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 декабря 2020 г. 23:13

Лучшее на Лайвлибе

1K

3.5

Как-то мне «везет» периодически на чтение произведений, популярность которых я не могу объяснить. Я слышала очень много восторженных отзывов на эту книгу Хоссейни, но лично у меня после её прочтения были такие же ощущения, как после прочтения «Жены путешественника во времени» Одри Ниффенеггер: совпадения были как по ощущению «странности», так и по общему депрессивному настроению. И также ,подобно книге Ниффенеггер, «Бегущего за ветром» пустой книгой не назовешь: есть и сюжет, и фабула, и мотивация героев, и мораль, но отдельные места обоих романов показались мне настолько необъяснимо странными, что я не могу уложить все происходящее в каждом из них в единую картину.

Вкратце для тех, кто не знаком с произведением Хоссейни: роман посвящен судьбам двух друзей – мальчишек Амира и Хасана – жизненный путь которых разворачивается на фоне военных событий в Афганистане. Сама книга затрагивает очень много проблематик: здесь есть и социальное неравенство, и конфликт отцов и детей, и тяготы военного времени, и завышенные ожидания окружающих, и взросление, и муки совести, и много чего ещё. Настолько много, что мне даже кажется, что обилие тематик – это ещё одна причина того, почему пазл в моей голове не сложился. Будто автор взял все темы, что могут задеть читателя, и не стал выбирать те две-три, которые станут центральными, а просто вложил их в роман скопом, уповая, что читатель сам разберется, что ему видеть в произведении.

Но главным минусом, как по мне, является отсутствие умеренности не в тематиках, а в мрачных и грязных деталях сюжета. Все, кто читал отзывы о книге, сталкивались с упоминанием того, что книга невероятно тяжелая и давящая, и при этом изобилует «вкусными» подробностями. Многие оправдывают данную особенность романа тематикой военного времени и сюжетом, мол «из песни слов не выкинешь». Так то оно так, но, как по мне, проблема как раз в том, что в случае с «Бегущим за ветром» в некоторых местах вполне себе выкинешь, и особо на сюжет это не повлияет. Так, я до сих пор не понимаю, для чего в самом начале книги была сцена, где Амир и Хасан встречают незнакомых военных, один из которых в очень грубых выражениях опускает мать Хасана. На сюжет этот эпизод особо не влияет, раскрываются персонажи все равно через речь Амира, который и без этого инцидента мог упомянуть, что ему известно о матери друга, а развития ситуация так и не получает. Так зачем она была нужна? Тот же вопрос у меня был к обилию изнасилований мальчиков в рамках одного взятого текста. Я насчитала как минимум три, и это только те, которым в тексте уделяется много внимания. И если первое упоминание подобного имеет ключевое значение для сюжета (хотя лично мне кажется, что здесь вполне можно было изменить изнасилование на жестокое избиение, например), то развитие ситуации с Сохрабом, который и без этого знатно натерпелся, уже кажется не особо нужным «совпадением», которое выпадает героям по воле автора. В общем, ИМХО, часть жестокости можно было и убрать.

Ну и последнее, что подпортило впечатления от книги – это сам герой. Всю книгу Амир ноет, почти ничего не делает и пасует перед первыми же трудностями. Даже так называемое «искупление» он проходит из-под палки, до самого конца надеясь снять с себя ответственность за жизнь Сохраба. Читать историю, написанную от лица подобного героя, тяжеловато, так как герой начинает бесить, а переключиться на других персонажей довольно сложно, поскольку именно Амир в романе основной рассказчик.

Но, справедливости ради, отмечу, что плюсы у романа тоже были. Здесь и неплохой исторический контекст, и тяготы войны, и множество конфликтов, и мораль. Да и слог у автора довольно легкий – несмотря на тяжелое содержание, роман читался довольно быстро.

Итог: довольно тяжелая книга с множеством подтем, которая должна найти своего читателя. Просто так совпало, что, к сожалению, это не я.

Прочитано в рамках игры "Собери их всех"

Источник