Больше рецензий

Jo-cat

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 июля 2012 г. 11:12

249

4

75354753.jpg
(Massimo d Azeglio, "The Bottle of Barletta")

Массимо Д'Адзельо - политический деятель, один из тех, кто боролся за объединение разрозненных итальянских городов в единое государство, а итальянцев в единую целостную нацию. Вот и роман его по большей части был написан с целью воззвать к национальной гордости. Как следствие этой авторской цели главный герой, Этторе Фьерамоска, просто воплощение всех добродетелей - благородный, отважный, красивый; всю жизнь любящий одну единственную женщину (которая тоже само воплощение правильности), и больше неё любящий только Италию. Естественно, что если есть однозначное добро, то должно быть и однозначное зло, и, как ни странно, воплощением зла является ни кто-то из испанцев или французов, а итальянец (ну наполовину итальянец, не суть важно) - Чезаре Борджиа. С остальными же персонажами дело обстоит гораздо лучше - они не однобоки, похожи на живых людей с достоинствами и недостатками, и даже верный слуга Чезаре - Микелотто, обладает весьма интересным характером и в какой-то мере личными мотивами.

То, что автор романа ещё и художник, тоже нашло отражение в данном произведении: описания природы здесь встречаются просто восхитительные - порой красивейшие пейзажи так и встают перед глазами; а чёткое и детальное описание зданий и внутреннего убранства, равно как и доспехов и одежд, дают читателю возможность представить всё чётко и в деталях.

Главные недостатки данного романа - сюжетные ходы в стиле бразильских сериалов (и не важно, что в момент его написания не было ни сериалов, ни телевиденья): влюблённые, с детства знакомые, но которым в силу стечения обстоятельств невозможно быть вместе; подружка героини, влюблённая в главного героя; богатая красавица, влюблённая в главного героя; завистливый юноша, мстящий главному герою, за то, что тот невольно отвлёк на себя внимание богатой красавицы; пропавшая и вновь объявившаяся жена; "воскресший" муж; резко объявившийся взрослый сын, о котором отец не знал, и стремящийся убить отца; слуга, мстящий хозяину за изнасилование жены. Действительно ли автор решил, что чем больше всего в романе накручено, тем произведение интереснее, или просто стремился привлечь к чтению не только юношей (которым будет интересна тематика рыцарства и соревнования), но и девушек (которым будет интересно описание сложных взаимоотношений)... Конечно, с одной стороны - такие закрутки сюжета и основную любовную линию сделали нетривиальной, и некоторым персонажам добавили многогранности; но с другой - всё это просто "убило" увлекательный рыцарский роман.

В своё время этот роман явно был хорош, и, возможно, отчасти благодаря подобным патриотическим произведениям, мы сегодня и знаем Италию как единую страну. Но по современным меркам "Этторе Фьерамоска" - произведение сильно на любителя.

P.S. поставить классическому произведению, и без того обделённому вниманием, плохую оценку у меня рука не понимается, поэтому "4" - за детальные описания обстановки, за интересных второстепенных персонажей, за герцога Валентино, и просто из уважения к истории.