Больше рецензий

4 декабря 2020 г. 15:08

316

3 Жизнь в Венеции

Антонимичное заголовку рецензии название новеллы Томаса Манна - первое, что приходит в голову при прочтении этой небольшой книжки. Культурное влияние "Смерти в Венеции" и ее гениальной экранизации за авторством Висконти настолько велико, что для многих людей Венеция остается городом, овеянным духом Танатоса. Финал замечательного недавнего интервью "ещёнепознера" с Леонидом Федоровым - как продолжение этого ассоциативного ряда: пустые венецианские улицы времен локдауна под "Песню председателя" из "Пира во время чумы". Как-то забывается, что это еще и город жизни, город Святого Марка, автора самого короткого и ясного Евангелия, текста, полного словами "тотчас", "немедленно", ect., изображающего жизненный путь Мессии как путь человека, спешащего жить и нести свое Слово (мы об этом писали когда-то тут). Город Жизни.

В этом смысле есть что-то ироничное и пародоксальное в том, что об этой другой стороне Венеции напоминает книжка, посвященная человеку, чья жизнь навряд ли может служить примером пути богобоязненного и кроткого человека. Человек, родившийся в Венеции, большую часть жизни от нее бежал. Впрочем, бежал он много откуда - истинный либертен, ценитель свободы и красоты, человек непонятый, кажется, до сих пор. Рассказ об истории города в связи с биографией одного из знаменитейших его уроженцев, конечно, полным быть не может, да и не должен - винегрет исторических сведений, собранный в книжке Нечаевым, вполне соответствует духу жизни и личности Казановы.

Естественно, разочарованы будут те, кто взялся за "Венецию Казановы", привлеченные именем авантюриста и либертена - большая часть событий его жизни просто-напросто опускается. Впрочем, не лучше ли узнать о ней из первых рук, прочитав "Историю моей жизни"? С другой стороны, разочаруются и те, кто хотел бы получить исчерпывающий и обстоятельный рассказ об одном из наиболее знаковых итальянских городов - книжка Нечаева является все-таки больше сборником интересных фактов, не претендующем на всестороннее исследование. Становится неясно, зачем тогда вообще читать "Венецию...", если в ней "целиком" нет ни Венеции, ни Казановы?

Но как раз отрывочность формы и интересна - взгляд на город с точки зрения его связей с выдающейся личностью обычно становится предметом небольших статей в научной периодике, но уж никак не более-менее объемных книжек. В этом отношении "Венеция Казановы" напоминает коллекционный научно-популярный глянец, который в больших объемах издавался лет десять назад. Был такой неплохой журнал - "100 человек, которые изменили ход истории", в котором на тридцати страницах давалась краткая биография некоего исторического деятеля в контексте эпохи. В одной из рубрик определенный аспект жизни деятеля рассматривался более подробно. "Венеция Казановы" в сжатом виде, в виде конспекта могла бы стать такой рубрикой, да только про Казанову номера в том журнале так и не вышло. Зато вышла книжка Нечаева, которую можно почитать.