Больше рецензий

mariya_mani

Эксперт

Любитель радостных книг

3 декабря 2020 г. 18:14

118

5 Спойлер

Из старых рецензий

Стук, бум, шмяк!
— Ты упала? Что-нибудь сломала или ушибла?
— Стул сломала…

Как-то так было много-много лет назад. Я, играя, залезла на стул, чтобы достать до шкафа, на который, кажется, куклу закинула. А снимала я её оттуда линейкой, и стоя на стуле!

Я вспоминаю своё детство, которое со стороны может показаться весьма и весьма шумным, чего только не было. Но, сайт у нас книжный, и потому попробую рассказать ещё об одной своей детской книжке — сборнике сказочных повестей Успенского «Бизнес крокодила Гены и другие сказочные повести». Перед этим я вспоминала и говорила о книге «Про Веру и Анфису».
Итак, в данном сборнике 9 историй. Посмотрю-ка я на них чуть внимательнее.

И начинаётся с повести, по которой позднее был снят замечательный фильм, с замечательной музыкой, диалогами и юмором, — «Там, на неведомых дорожках». —

…Приходите в гости к нам поскорее, Кот про всё расскажет вам… Ах, как грустно и смешно. Зато в конце всё будет хорошо!..

Вспоминаются сразу те смешные моменты, которыми наполнен этот фильм. Как жаловался на свою судьбу (и отсутствие золотого зуба) Соловей-Разбойник: —

…Вштавьте, вштавьте! Жолото нужно, с шелешными зашмеют…

Очаровательный пройдоха и балагур, который весь фильм мечтает о новом зубе, чтобы снова свистнуть во всю силу. Вставил ведь, а ему опять жуб выбили… Смотреть на этого персонажа без смеха невозможно — он чуточку нелепен и смешон, и вместе с тем, серьёзен, как никогда.
Или вот, Кощей Бессмертный, который висит в подвале на цепях и мечтает о 13 (или 12-ти) вёдрах воды, чтобы снова обрести свою былую силу. Злодей? О да! Да ещё какой! Коварный, хитрый и расчётливый.
А царь Макар? Он в фильме показан человеком недалёким и даже слабым. Но мне он запомнился не этим, а вот чем: актёр, играющий этого персонажа, держит в начале фильма на руках маленького чёрного котёнка. И это выглядит так мило.
В основе же фильма лежит сказка Успенского «Вниз по волшебной реке», рассказывающая нам о мальчике по имени Витя, который приехал к бабушке на летние каникулы. А эта бабушка отправляет его к другой бабушке, Егоровне, и просит отвезти пирожков. Всё просто и понятно. Но оказывается, что всё гораздо интереснее и веселее: Егоровна оказывается не пожилой бабушкой, живущей в дремучем лесу, а милой Бабой-Ягой, не много не мало.
И мальчик Витя оказывается втянут в волнующие будни волшебной страны, в которой есть место и Кощею, и Змею Горынычу (его ругать нельзя, а то съест, и жители этого Змея хвалят, называют раззолоченным и замечательным), и Соловью Разбойнику, и Волку (в книжке Волк есть, а вот в фильме что-то я Волка не помню), и Лиху Одноглазому (это Лихо где ни пройдёт, там сразу что-то ломается), и богатырям, и Василисе Премудрой. Этот сказочный мир соседствует с привычным миром ребёнка, и получается сочетание чарующей сказки и реальности. И сказка учит нас отваге, благородству, верности своему слову, мужеству, стойкости перед лицом опасности. Но главное — она показывает, что из любой ситуации найдётся выход, надо только посмотреть внимательнее и немного подумать.

Вторая история из сборника называется «Дядя Фёдор, пёс и кот». Помните кота Матроскина с его знаменитой фразой:

...А однажды было так. Идёт себе дядя Фёдор по лестнице и бутерброд ест. Видит, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. Кот говорит дяде Фёдору:
— Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.

Попробовала, и правду вкуснее! Где моя колбаска и белый хлеб? Куплю вот себе в «Великолукском» колбасы по-краковски (или охотничьей) и сделаю бутерброд! И добавлю на закуску солёный огурец. Но это я отвлеклась на знаменитую фразу кота Матроскина о бутерброде.

Если же вернуться к истории о дяде Фёдоре и немного подумать, то… У очень занятых родителей растёт очень серьёзный, не по годам взрослый сын. Мне казалось в детстве, что этому мальчику не хватает внимания родителей; всё думалось, что взрослые (папа и мама) живут друг для друга, а мальчик остаётся не побоку, нет! Просто один. Да и потом, как пишет Успенский в самом начале истории:

…В шесть лет уже себе суп варил…

Может, для кого-то это и нормально, в шесть лет себе суп сварить, а мне казалось в детстве, что слишком уж мальчик серьёзный. Нет, это неплохо, совсем, все дети разные, но… но…

…Когда дядя Фёдор принёс домой кота, то мама сказала, что какая от кота польза и ещё (рассердившись, и говоря папе):

…Если тебе этот кот так нравится, выбирай: или он, или я…

Это похоже на ультиматум, в который мама ставит папу — или незнакомый кот, или я. Выбирай.

…Писать о том, что было дальше я не буду — мы помним (кто читал), что мальчик вместе с котом уедет в деревню, оставив родителям записку. Я не хочу говорить и о приключениях кота, пса и мальчика в деревне и знакомстве с почтальоном Печкиным. Это всё знакомо и без меня.
А мне хотелось бы поразмышлять, хотя бы немного, о вечной теме «родители-дети», об отношении к братьям нашим меньшим. Вот вроде бы и детская история, рассказывающая нам о мальчике и его дружбе с котом и собакой. Но если подумать… Мне вспоминается история о Малыше о Карлсоне, который живёт на крыше. Малыш ведь живёт в большой семьей, с любящими родителями. Но оказывается одиноким: старшие сестра и брат — у них свои интересы, как и у родителей. А что делать Малышу? Ему одиноко и грустно. И в его жизни появляется Карлсон. Тот самый, который живёт на крыше. И предлагает ребёнку свою дружбу; втягивает Малыша в разные забавы и приключения.
Вот и с дядей Фёдором, как мне кажется, та же история, — та же тема одиночества ребёнка. И он ищет себе друзей, тех, с кем ему будет хорошо, с кем можно будет поговорить о жизни, поделиться своими заботами и печалями.

А животные? Кот Матроскин остался без дома, так как закрыли предприятие, где он жил. Пёс Шарик то же остался без дома (не помню, почему). Они ищут себе дом, любящие руки и участие. И находят в лице дяди Фёдора (а в самом конце повести и в лице его родителей).
Как часто бывает, что человек берёт котёнка, а потом по какой-нибудь причине зверь оказывается на улице… Как писал Антуан де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

…Иду по сборнику дальше. А дальше 5 повестей на тему «Следствие ведут колобки». Эти повести объединены общими главными героями: Колобком, заведующим Неотложным Пунктом Добрых дел и его помощником Булочкиным. Эти напарники

Принимают заявки на расследование пропаж, нарушений и небольших преступлений.
Разбирают ссоры и споры.

А кстати, вы знаете, что такое ПДД? Нет? Тогда знакомьтесь:

…Там, где неведомые Д,
Есть неотложный ПДД.
Слушатели сразу задумались и стали спрашивать друг друга:
— Что это такое — "неведомое Д"? Не знаете? Жалко. А что такое — "неотложный ПДД"? Тоже не знаете? Тоже жалко.
Они звонили друг другу по телефону и выясняли этот загадочный вопрос. А все объяснялось очень просто. Неведомые Д — это Неведомые Дорожки. А неотложный ПДД — Неотложный Пункт Добрых Дел…

Я только сейчас поняла, что все эти пять историй можно смело назвать детективами для детей! Местами эти детективы забавны, местами печальны, а иногда даже наполнены сатирой на окружающую нас жизнь (и сатира ведь, как я сейчас понимаю, не зависит от времени; она — вне времени). Когда читаешь эти истории, то думаешь, что да — это детектив, и вместе с тем сколько в этих пяти повестях серьёзности и размышлений: о детях и различных кружкáх, о природе и нашем к ней отношении, о животных (ну нужен срочно кому-то белый слон! И этот кто-то этого слона крадёт из зоопарка). Но главное то, что эти истории учат нас доброте, учат тому, что иногда стоит оглянуться вокруг себя и подумать о жизни, учат беречь и ценить свободное время…

Вот и добрались мы до повести о ещё одних знакомых нам персонажах: крокодиле Гене, Чебурашке. Это повесть называется «Крокодил Гена и его друзья»... И сейчас, когда я пишу эти строки, мне вспоминается песенка о Чебурашке:

Я был когда-то странной игрушкой безымянной,
К которой в магазине никто не подойдет.
Теперь я — Чебурашка, и каждая дворняжка
При встрече сразу лапу подает.

Чебурашка. Кто ты? Такой непонятный зверёк — и такой знакомый и любимый у многих ребят. Говоришь «Чебурашка» и слышишь, видишь даже, его друга крокодила Гену. И представлять этих героев не нужно: их и так помнят, знают и любят. Ведь правда же? Ах да, забыла, ведь в этой повести есть ещё вредная старуха Шапокляк и её крыска Лариска. Помните таких?
Вот! И все эти герои живут в этой повести. Говорят, думают, решают вопросы жизни, дружат, смеются, переживают и сострадают друг другу.
Мне даже неловко говорить о крокодиле Гене и его друзьях — ведь мы знакомы с ними с самого детства, и проще сказать, что они были с нами всегда!! Не было времени, когда не было этих героев…

И, наконец, последняя повесть, давшая название всему сборнику — «Бизнес крокодила Гены». Это история плавно вытекает из истории «Крокодил Гена и его друзья» (как — писать не буду).
Признаюсь сразу — если все остальные повести сборника мною прочитаны не по одному разу, то эту историю я не смогла прочитать, будучи ребёнком — меня отпугнули все бизнес-штучки и непонятные словечки. Мне не хотелось (да и сейчас не хочется) напрягаться, чтобы понять основы бизнеса… И я повесть не читала. И не надо просить, чтобы я читала её сейчас — не буду.
Помню ещё, что герои, казавшиеся в предыдущей повести такими милыми и приятными, в этой показались жуткими занудами…
Так что — я позволю себе честно сказать: мне нечего написать об этой непонятной для меня повести.

И на этом позвольте поставить точку.