Больше рецензий

Гордеева Ольга (Beatrice_Belial)

Эксперт

Литературовед, герменевтик.

3 декабря 2020 г. 12:59

1K

3.5 «Мы пойдем другим путем!» или самая брутальная книга в истории «женской» литературы.

Думается, когда Эмили Бронте вынашивала замысел своего романа она размышляла примерно так: «Я- женщина. Поэтому все думают, что я напишу приторный и сладенький роман. Нет! Я напишу предельно жесткую и депрессивную книгу! Я-женщина. Поэтому все думают, что я напишу роман о классических герое и героине. Нет! Я напишу роман о двух ублюдках. Я- женщина. Поэтому все думают, что я напишу книгу о любви. Нет! Я напишу книгу о ненависти. А еще там у меня все персонажи будут сквернословить (даже малые дети), драться, мстить друг другу, плести неумелые интриги и творить всякие глупости, попутно ломая жизни себе и всем остальным. Пусть все знают, что я не какая-то там женщина! Вот вам мой «Грозовой перевал»!

картинка Beatrice_Belial

Эту книгу очень сложно оценивать, потому что объективно (с точки зрения литературоведения) это хороший роман. В него вложен талант, много старания, в нем есть очень сильные сцены, за основу взяты серьезные социальные и нравственные вопросы, в техническом плане у «Грозового перевала» также есть неоспоримые достоинства. Но, субъективно, мне эта книга совершенно не понравилась. Ее было не просто скучно читать, а неприятно, раздражающе. Поэтому, балансируя между объективностью и стремлением быть верной себе, я оцениваю эту книгу нейтрально. Теперь разберем основные ее плюсы и минусы.

картинка Beatrice_Belial

Техника.

Во-первых, обязательно нужно отметить весьма разнообразную и талантливо поданную структуру повествования в романе. Сначала идет рассказ от первого лица ( хроникера событий), потом появляется впечатляющая и действительно превосходно написанная сцена с «записками на полях» Кэти, потом повествование уходит в почти классическую готику со сценой о призраке, а потом начинается использование тривиального писательского приема «рассказ из уст участника событий» и мы слушаем Нелли. Слушаем долго, очень долго. То есть та потрясающая фишка «Грозового перевала», которая привлекает внимание читателя в первых 3-4 главах (та самая разнообразная структура рассказа) успешно загибается уже к началу 5 главы. И как бы все, хорошенького понемножку. Тем не менее технически роман все равно хорош. Это та самая добротная классическая английская литература. В «Грозовом перевале» есть несколько очень сильно написанных эмоциональных сцен, есть страсть, есть мощь – все это необходимо признавать и по достоинству ценить.

Сюжет и смысловая канва.

Сюжет книги строится по принципу «Мы пойдем другим путем и не будем писать книжку про любовь», поэтому в центре сюжета будет не любовная история. Я понимаю, что большинство людей не читали роман, а смотрели только экранизации и поэтому им кажется, что Хитклиф и Кэти – любовная пара. На самом деле, их даже просто любовниками назвать нельзя. Это два несчастных и откровенно мерзких типа, которым кажется, что они похожи, потому что у них обоих было трудное детство. Все. Нет тут никакой любви. Есть пафосные фразы, угрожающие клятвы, крики, визги, истерики. Но любви нет. Поэтому в основе сюжета, как я уже отметила выше, лежит вовсе не история любви. А что же тогда? Попытка социального романа? История о том, как выживание в тяжелых условиях, трудное детство и нищета ломают характеры и судьбы людей? Ну… на мой взгляд, Эмили может и хотела написать социальный роман, но как-то так из ее души вылилось, что получилась довольно мощная, брутальная, просто таки стальная (ей мог бы позавидовать Хемингуэй) книга о ненависти очень плохих людей к другим плохим людям и некоторым нейтральным (которые выписаны в романе так тускло, что их вовсе не замещаешь). Эмили написала книгу не о любви, она написала книгу о ненависти. О жизни в ненависти, в иллюзиях о великой мсте (тут это корявое словечко, увы, весьма уместно). Психологизма в романе нет. Философии там тоже не ищите. Это вам не русская классика.

Персонажи.

Теперь же, поговорим о персонажах. Я уже писала о том, что «Грозовой перевал» имеет массу уникальных черт среди своих собратьев по жанру, так вот, у него есть еще одна уникальная особенность- персонажи. И особенность их заключается в том, что все они – конченные мрази. Именно так. Грубо. Нелитературно. Но факт. Такого количества омерзительных людей я встречала мало в каких книгах (и вообще местах по жизни). Все они ненавидят друг друга, постоянно орут, сквернословят, дерутся, угрожают всем подряд, кого-то бьют и творят безумные глупости. Серьезно, Кэти и Хитлклиф не просто два бесячих дурачка, у которых малость поехала крыша от жизни в дерьмовых условиях. Они – какая-то безумная квинтэссенция ненависти, злобы, но ненависти не настоящей (холодной и пугающей), а подростковой, вытекающей из протеста, из желания по мелкому кому-то нагадить, топнуть ножкой и всеми командовать. И любовь их не спасает, потому что, как я уже писала, там нет любви. Был бы Хитклиф настоящим брутальным мужиком, каким его пытается выставить Бронте, то по-мужски бы попрощался с Кэти перед своим эпичным побегом за баблом и славой. Но он поступил, как маленькая девочка – молча убежал. Была бы Кэти любящей женщиной, которая хотела продать себя Эдгару ради того, чтобы помочь Хитклифу, она бы бросилась на поиски любимого сразу после его побега (она же бойкая девица), а не сидела бы сложа руки, чтобы потом спокойно и довольно выйти замуж за Эдгара, которого презирала. Логики в поведении героев нет никакой. И финал романа дает просто какую-то натяжку под счастливый конец. Было бы реалистично, если бы они там просто все друг друга поубивали под конец и на том порешили.

В итоге, «Грозовой перевал» - жутко странная книга. Я предъявляю к авторам-женщинам несколько большие требования, чем к мужчинам, именно потому, что наша женственная и тонкая, чуткая природа дает нам возможность показать в искусстве больше, чем могут мужчины. А в данном случае я вижу женщину, которая искусственно пытается в жестокость (а насилие, грубость и брутальность «Грозового перевала» носят именно искусственный характер, потому что слишком уж зациклено на этом повествование, слишком уж большой упор делается на безысходность, жесткость и черноту). И … не то чтобы это было здорово. Но Эмили Бронте своим депрессивным романом об омерзительных героях доказала, что женщина может написать книгу не о любви, не о принцах и принцессах. Она может вытащить из своей души кромешный мрак ненависти, одиночества, затаенной злобы, разочарования и утопить в этом каждого, кто попытается прочесть ее книгу. И это сильно, но очень уж трагично. Спасительная сила любви для женской души превозмогает тернии Грозового перевала. Должна превозмогать. Я в это верю.

Комментарии


В пух и прах, Ольга! Согласна с Вами полностью. Странный, неприятный, скучный и депрессивный роман. Ни о какой любви там речи нет. Не такая она любовь. Это скорее одержимость болезненная.

Рада, что я не одинока в своем восприятии этого романа:)