Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

3 декабря 2020 г. 06:11

620

4.5 Побои и издевательства? Но может и инициация Мужчины?

Крейсер «Александр Суворов» — советский крейсер проекта 68-бис

Старший брат поступил в ВМУ-3 г. Владивостока в возрасте 14 лет и без всякого сопровождения уехал туда за несколько тысяч км по ВСЖД (ВМУ-3 — владивостокское мореходное училище, ВСЖД — Восточно-Сибирская ж/д). И приехал на побывку уже только в следующем году (1967). И конечно же десятилетний я немедля обзавидовался флотской форме — тельнику и фланке, ремню с якорем на бляхе, гюйсу и морским брюкам с клапаном. И конечно же тоже захотел стать моряком. Настолько сильно и прочно захотел, что закончив школу в 1974 году (о как, аж 7 лет хотел) поехал в Таллин (тогда он писался с одним Н) поступать в ТМУРП (Таллинское мореходное училище рыбной промышленности). Однако человек предполагает, а судьба располагает — моряком я так и не стал, но вот чтение маринистики осталось одним из любимых книгочейских предпочтений.

Поэтому понятно, что к чтению этой книги с фотографией гордого крейсера на обложке я приступил с некими ожиданиями и настроями. Тем паче, что оказалось, что сам я срочную служил почти в те же самые времена, ну разве что на пяток лет пораньше, да на несколько градусов севернее и на несколько часовых поясов западнее, да и не на флоте, а в бронекопытных войсках (Архара, привет!).

Про срочную службу можно много и долго говорить, долго и много заливать и припудривать мозги,а можно не менее долго молчать в унисон с теми, кто знает и понимает, о чём это красноречивое молчание. И чувствуется, что автор романа Александр Ермак принадлежит как раз к числу тех, кто много и долго молчал про службу, а затем выразительно и со вкусом поделился военно-морскими фактами и случаями, деталями и подробностями, ужастиками и легендами, пережитым и прочувствованным — специально не стал проверять биографические данные, потому что по прочтении этого романа возникло ощущение, что А. Ермак (уже сама фамилия автора донельзя морская) служил на этом крейсере и сам испытал на себе многое из рассказанного и поведанного. Так ли это на самом деле (вполне допускаю, что это вовсе не так, и что книга является некоей реконструкцией чужого опыта) — в принципе не очень-то и важно. А вот то, что автору удалось воссоздать сам дух того времени, о котором он пишет в своём романе, получилось наполнить книгу такими деталями и подробностями из военно-морского и флотского быта, что не возникает ни тени сомнения в достоверности написанного и описываемого — вот это и в самом деле принципиально и важно.

Официально в книге несколько центральных фигур, посредством которых автор выстраивает сюжетные линии: это три матроса разных сроков службы — один уже собирается на дембель, другой находится в середине своей трёхлетней службы, а третий только-только начинает тянуть нелёгкую служебную лямку. Однако это вовсе не значит, что Ермак полностью замыкается на внутреннем мире только этих персонажей и пропускает мимо себя (и мимо читателя) мысли, чувства, а также поступки и дела всех прочих нескольких сотен человек экипажа крейсера. В поле зрения автора и, соответственно, читателя, попадают и многие другие сослуживцы наших героев — как матросы разных сроков службы, так и сверхсрочнослужащие, и офицеры корабля, а также и какие-то персонажи из их жизни до и вне армии. Да и полем действия являются не только палубы, кубрики, боевые посты, башни и рубки, и прочие помещения крейсера — мы побываем и в доках Владивостока, и на родине нескольких моряков, и даже сходим в загранпоход (кстати говоря, поход-то был совсем реальный, т. е. крейсер «Александр Суворов» и в самом деле дважды бывал в заграницах), и поштормим самым серьёзным образом, и поиграем в военно-морские игры.

Всё-таки кажется, что основным содержанием книги стало описание всех реальных, неформальных и в основном неуставных взаимоотношений, бытующих на советском военно-морском флоте в описываемые времена. И это на самом деле так, ибо именно из всех реалий непоказушной и непарадно-неотчётной жизни всех персонажей и героев романа и складывается его текст. И описания всяческих многочисленных приёмов и способов унижения и физического и психологического насилия занимают огромное числе страниц довольно объёмистого романа — причём это не просто описания ради описаний, а всё это с литературно-художественной подводкой к каждой ситуации, с проживанием из неё и выходом… в новую ситуацию. Но всё-таки финальные эпизоды и сцены, а также буквально последние абзацы наводят читателя на мысль, что главной целью автора было не только показать нам вот это всё, но ещё и некое чувство патриотизма, что ли. А вот у меня ещё к тому же возникли неспешные и непростые рассуждения о инициации мужчины и о том, что это не простой и не безболезненный процесс.

Но конечно же в книге есть и другие важные и значимые линии и составляющие. Мы столкнёмся с любовно-романтическими переживаниями, и с неким приключенчеством, и спрятанными интригами и неизвестностями (как поступит герой в той или иной ситуации? что означают те или иные намёки автора на некие таинственные строки в письмах?), и с морально-нравственными развилками — куда поведёт того или иного героя книги его собственный выбор...

В любом случае это очень интересная книга — и по содержанию, и по литературному стилю, и по тем мыслям и чувствам, которые возникают у читающего. Мужской части читательской аудитории рекомендую однозначно, но и дамскую прекрасную половину отговаривать от чтения не буду — хоть немного узнаете, каково это — становиться и быть солдатом/матросом.

Автору спасибо за доставленное удовольствие!

Комментарии


А. Ермак (уже сама фамилия автора донельзя морская) служил на этом крейсере

А что именно "морского" в фамилии Ермак?


Хех. Действительно. Хотя всё на самом деле очень просто: в силу моей многолетней увлечённости маринистикой и темой Севера и Заполярья, фамилия автора Ермак выдала мне ассоциативку не с именем покорителя Сибири атамана Ермака, а с названием прославленного ледокола "Ермак", который когда-то давно сочинил адмирал Макаров — тоже фамилия совсем не морская, но я, скорее всего, в ассоциации опять выдам морское-флотское.


Про ледокол не знал.


Вот он, красавец картинка strannik102