Больше рецензий

30 ноября 2020 г. 21:24

529

3

Это первая книга Дмитрия Быкова, которую я прочитала, хотя уже давно слышала о нем, как великолепном авторе и виртуозном мастере слова. И когда у рамках ДП-20 мне выпала возможность прочитать один из его романов, я не могла упустить этот шанс.
И знаете, все, что о Быкове как об авторе говорили и писали, оказалось чистой правдой. Уж в чем-чем, а в умении нанизывать затейливые слова на нить сюжета так, что самая простая история станет весьма запоминающейся вещью, автору не откажешь. Но.
Текст истории очень плотен. Настолько, что у меня получалось читать по 100-150 страниц в день (при общем объеме файла в 2500 телефоно-страниц), а потом мозг просто отказывался воспринимать детали, ограничиваясь самой общей картиной. Причем, это отнюдь не сюжетная плотность, то есть количество событий на объем текста, а количество деталей, витиеватостей, объяснений, внутренних монологов и прочих подобных вещей, которые способны как вдохнуть в текст жизнь и глубину, так и утопить его к чертям.
"Остромов..." как мне кажется, прошел аккурат по этой тонкой грани. Ибо суть истории проста: харизматичный мошенник с ловко подвешенным языком, нахватавшийся там и тут крох мистических знаний, решает половить вкусную рыбку в мутной воде России 1925 года. И из этих-то мутных глубин на него всплывает такое, что способно утопить и самого незадачливого рыбака, и тех, кто оказался рядом с ним - и речь, к сожалению, уже совершенно не о мистике. Но при простоте (и затасканности, будем честными), сюжета, количество действующих лиц - даже второстепенных, проходных. мелькнувших в тексте два-три раза - описанных зачастую даже не столько внешне, сколько через поведение, речь и ощущение от них; количество деталей - пейзажи, описания улиц, моря, домов, одежды; почти толстовские описания внутреннего душевного состояния, настроя героев - вот все это составляет огромную, пушистую ШУБУ романа, придавая ему основательность и вес. Вроде и мелочь, а убери - и вся конструкция рассыплется. Более того, иногда при чтении складывалось ощущение, что как раз эти детали - АТМОСФЕРА! - создающие тягостное, вязкое, серое, словно неостановимый температурный бред, впечатление от происходящего в истории, главнее собственно действий, событий (что, кто-то сомневался, чем все закончится? Хей, это Россия 1925 года!)
Но для меня, признаться, именно эта "шуба" практически убила радость от чтения. И если бы не удовольствие замечать, как Быков вписал магию в суровую реальность того времени (да так, что каждый читатель вполне может сам для себя решить: было все это реальным волшебством или, все-таки, остромовские экзерсисы таким прихотливым образом повлияли на неокрепшие или, напротив, расслабленные тяжелыми временами мозги имевших с ним дело людей), я бы, пожалуй, плюнула да и не стала бы дочитывать книгу.
Хотя, о чем это я - это же книга в рамках ДП-20...