Больше рецензий

Sataniy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 июля 2012 г. 23:28

248

2

После прочтения этой книги сразу хочется зайти в Интернет, чтобы выяснить, кто этот Владимир Березин, по заверениям на обложке «Путевых знаков», «один из самых интересных современных фантастов». Не без удивления читаю, что г-н Березин — не только писатель, но и критик, эссеист, лауреат различных премий, а еще математик и экономист... У нового его романа «Путевые знаки» громадный по нынешним меркам тираж в 70 тысяч экземпляров, но у меня сложилось впечатление, что только благодаря раскрученному бренду «Метро 2033». Нет, начало было вполне обнадеживающим. Автор не стал слепо копировать книги Дмитрия Глуховского, аннотация обещала читателю путешествие в питерское метро — уже интересно. Петербург сам по себе город мистический, а уж в декорациях постапокалипсиса... Однако от главы к главе разочарование было все больше.

Чем хороша дилогия Глуховского, мир которой пытается развивать Березин? По-моему, самое удачное там — атмосфера и неповторимый мир после Катастрофы. Каждая станция московской подземки, разрушенный Новый Арбат или отравленная Москва-река описаны так, что чувствуешь себя рядом с героями. Опасности и мощнейшая радиация повсюду. И что важно — недосказанность. О жизни за пределами мегаполиса герои только догадываются. Герои же Владимира Березина преспокойно ночуют на поверхности, купаются в реках, рассекают на велосипедах и поездах. Автор пытается развивать мысль о том, что рано или поздно жизнь вернется на поверхность и как-то надо будет обустраиваться в новом мире, но слишком уж далеко он уходит от мира, описанного Глуховским, не предложив взамен ни острого сюжета (действие движется вяло), ни ярких персонажей.

Практически все герои «Знаков» изъясняются одинаково — независимо от возраста, профессии и национальности — очень правильным литературным языком, иногда по-театральному большими монологами. Монстры и мутанты время от времени появляются, но какие-то совсем не интересные. Скажем, так называемый питерский Кондуктор — бледная копия Дементоров из книг о Гарри Поттере. А когда герои по пути из Питера в Москву забредают в дом одноглазого людоеда (привет Гомеру и циклопу Полифему из поэмы «Одиссея» — соответствующий эпизод пересказан Березиным один в один), за автора как-то совсем неудобно. Как говорила чеховская героиня: «Они хотят свою образованность показать...»

Комментарии


Согласна. Первый же роман из серии продолжений убивает саму идею Глуховского.


Второй абзац Вашей рецензии отражает мои мысли во время чтения книги. Откуда такая удача, и велосипеды, и поезд, и в речке покупайся, и поселок с добрыми жителями. И вообще, сюжет как таковой закончился, как только они прибыли в Питер. Дальше полный бред начался.