Больше рецензий

malasla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 июля 2012 г. 16:45

5K

2

Читая некоторые книги я всегда делаю скидку на время. То есть, я понимаю, что дело в том, что мы со временем, когда эта книга существовала, очень разошлись.
С другой стороны - я верю, что книги не теряют своей ценности с течением лет.

Поэтому я даже не знаю, как относиться к Ваську. Дети в то время были да, самостоятельней. И да, время написания диктует многое в этой книге.

Но, по-моему, это не повод, чтобы закрывать глаза на потоки сахарной пропаганды и трехгрошовых страстей, которые льются на нас со страниц.

Порой я приходила в ужас.

Вот смотрите:

- А я вот мастер… стахановец! - Вот уж истинно спасибо Советской власти!


Да уж, спасибо товарищу Сталину за возможность пахать сверхурочно.

– Я думал, что говорить о чистоте и порядке в четвёртом классе мне не придётся. Но пусть это будет в первый и последний раз. Вы не малыши, и объяснять тут вам нечего. Есть староста, есть дежурный по классу, есть санком.


Да, ведь 4 класс это целых 10 лет. Конечно, уже не дети.

Дружить втроём? – переспросил учитель. – Разве ваш класс делится на такие дружные тройки? А остальные в счёт не идут?


Потому что, не знаю, дружба это зло. Или со всеми, или ни с кем.

Я думаю, что если ты не сам зачеркнул свою фамилию, то ты хорошо знаешь, кто это сделал.
– Я не знаю, – твёрдо сказал Трубачёв, сжимая зубы. «Пусть Мазин сам сознаётся, если хочет», – подумал он.
– Трубачёв, ты знаешь, – тихо и настойчиво сказал Митя.
Трубачёв опустил голову.
Ребята заволновались:
– Трубачёв, сознавайся!
– Трубачёв, говори!


Павлик Морозов стайл детектед)

Эта премия… – Митя остановился, обвёл глазами ребят и торжественно закончил: – поездка на Украину, в колхоз «Червоны зирки»!


Да, зашибись - детишки выиграли летнюю поезду, в ходе которой им нужно работать.

– А куда же ты их в дождь отправил? – усмехнулся Васёк, глядя вслед ребятишкам.
– Ну какой это дождь! Пусть ко всему привыкают, – махнул рукой Саша.
– Правильно, Сашка! Ну что за Сашка! – обнимая товарища за плечи, растроганно сказал Одинцов.


Потому что им сколько, 6-8 лет? Самое время бродить под дождем и отжимать у женщин медные кастрюли.

– Мы уже всё обдумали, – смело сказал Васёк. – Как бы там ни было, а нам нужна школа. Летом ещё наши ребята приедут, тоже будут помогать. А если мы что не сумеем, тогда Леонид Тимофеевич…
– Леонид Тимофеевич не столяр и не плотник – он директор. Он будет только распоряжаться.


А 11-летки будут строить школу. Именно так все и должно быть.

Помирившись с матерью, Нюра тоже постепенно успокоилась, мать снова вызывала в ней чувство нежности и любви. Глядя, как старательно и серьёзно она помогает Федосье Григорьевне шить занавески для школы, как, окружённая ребятами, кроит мешочки для подарков бойцам, Нюра радовалась, что её мать уже не сидит дома, а участвует в общей школьной работе. Даже внешне Мария Ивановна очень изменилась. Она ходила теперь в тёмном платье и убирала волосы под скромную косыночку.


Эта порочная мама, чтобы вы понимали, смела ходить в парикмахерскую и носить шелковые платья. Но теперь-то все ок, косыночка и общественная работа всех исправят.

А теперь о сюжете

В тексте 3 части: в первой мы знакомимся в героем и наблюдаем за внутриклассными терками.

Во второй дети оказываются на оккупированной территории, и живут между немцами и паритазанами.
Кстати говоря, чудная деталь: описывая расселение немцев Осеева пишет о них, как об исчадиях ада. При этом все, что они делают в той главе - пьют воду, ходят по улице, играют на губной гармошке. Вот уж да, сволочи.

В третьей детишки возвращаются в родной город и строят школу. Эта часть, честно скажу, доставляет больше всего.
Тут есть и 5-классник, который ездит на машине, и мозговыносящая глава, основной смысл которой сводится к тому, что печник - женщина. Серьезно, всю главу дети бегают по группкам и говорят о том, что печник - женщина, печник - женщина, вы слышали? Печник, вы женщина?!
Тут есть и комичное в своей серьезности перевоспитание плохой мамы, которая не позвала друзей дочери встречать ее на вокзале, и комсомольцы, которые строем идут на фронт, и дети, которые устраивают марафон учебы...

А вот еще забавно: в трилогии словосочетание "Это моя" встречается 3 раза: Моя родина, моя учительница и моя бригада.
Словосочетание "Это мой" - 2 раза: это мой товарищ и это мой командир.
Такой вот мир, где и своего-то ничего нет.

А между тем мое компаративистическое естество не всегда дает мне читать книги нормально. Я даже неосознанно начинаю искать параллели и типологические совпадения. Страх как люблю их.

Именно поэтому, хотя я вполне представляю, как странно это все смотрится, я буду говорить про Васька Трубачева, сравнивая его с другой, довольно похожей на него сюжетными линиями книгой. И это, естественно, Гарри Поттер.

Почему естественно? Ну, как же - тут есть война, есть школа, есть человек, которого считают предателем, но который оказывается очень даже хорошим, но самое крепкое дежавю было в третьей части, потому что Алешка и Васька - это настолько Малфой и Поттер, что даже забавно.

И вот о чем я хотела сказать на самом деле.
Проблема Осеевой в том, что она все пишет в лоб.
Именно поэтому, когда у нее опять кто-то умирает, все, что я могу, это констатировать: ну конечно, ее роль в сюжете самая маленькая, кому же еще умирать.
Вот почему все гипертрофированные страсти выглядят детской возней, на которую не очень аккуратно наложена выдумка.

Я вспоминала поттериану, в которой герои умирали, и чувствовалось, что это на самом деле, что что бы ни случилось дальше - они уже будут мертвы. Вспоминала пожирателей, о которых говорилось спокойно и без пафоса, и именно от этого было жутко читать о том, как они между прочим убивают человека.

Все же лишний надрыв, к сожалению, убивает чувства и интерес.

А теперь поговорим о войне.

Мой второй дедушка, который не партизан, в войну был еще ребенком. Он жил на оккупированной территории, у них квартировался немец, который в конце войны между делом позволил всей деревне выйти из оккупации с минимальными потерями. Когда гитлеровские войска отступали, у них был приказ уничтожать все, что они встретят на пути. Ослушать, конечно, было нельзя, зато тот немец предупредил мою прабабушку, та - всех остальных. И в ночь отступления в деревне не осталось ни одного человека и ни одной ценной вещи. А дома сожгли, это да.

Эту историю у нас не очень часто рассказывают, но все о ней помнят. Именно поэтому любое изображение второй мировой, в которой немцы - назгулы, а советские - паладины в сверкающих доспехах, у меня лично вызывает отторжение.

Тут хочется еще поговорить про богомерзкий Матч смерти, затхлый миф, который снова вытащили на свет, что очень печально.

Но к книге это уже никак не относится.

Она даже и не плохая - просто ее нельзя читать серьезно.
Время ушло дальше, а Васек Трубачев и его товарищи сделать это не смогли, они остались там, среди мавзолея, досок почета и соревнований отрядов.
Они остались там, где комсомольский билет стоит еще всю жизнь человеческую, а не 8 копеек.

И там им всем и место.

Ветка комментариев


Ну, мастера-стахановцы в основном все те же рабочие-трудяги, у которых максимум, что было - это вечерняя школа.
Я на ничье отношение к Советской власти не претендую, просто высказываю, как оно мне кажется - человеку, для которого ссср закончился в полтора года и хорошо)

Не уверена, что она и в детстве бы мне понравилась, на самом деле. Думаю, я просто многое пропустила бы, не заметив.


Ну, мастера-стахановцы в основном все те же рабочие-трудяги, у которых максимум, что было - это вечерняя школа.


вообще конечно не по книге, но мимо темы заводов пройти не могу: во-первых, "мастер" знал и умел ой-ой-ой сколько и чаще всего был образованным человеком с техникумом,а во-вторых, глядя на сегодняшний день - а рабочих-то простых не хватает, а многие современные люди с окраинных рабочих районов и не способны учиться в институтах и может их не стоит ими мучить, как и делалось в советское время - не можешь учиться иди работай, прямо у станка и научат.

не было там все так однозначно плохо, хотя и об однозначно хорошем тоже не заикаюсь.


как и делалось в советское время - не можешь учиться иди работай



в то бесславное ) время дошли до почти всеобщего высшего бесплатного образования, совершенно обесценив его: путь на вечерние и заочные отделения был открыт всем;


И при этом тогда учителям нормально платили.)


в то время вобще никому не платили)) все были равно и счастливо нищими, а учителя в особенности;


тогда платили вполне неплохо, проблема была в том, что эти деньги некуда было тратить. Покупать было нечего: ни одежды нормальной, ни мебели, вообще ничего. Отсюда и всеобщее нищее равенство )


ой, а ещё знаете, вот вспомнила историю: и смех, и слёзы. Моя бабушка какими-то невероятными путями ''достала'' для меня красивую меховую белую шапочку и белые сапожки, какое-то невероятно красивое кремовое пальто, даже по-моему немецкое. Через неделю бабушку вызвали в школу к классному руководителю и ей ''посоветовали'' одеть девочку более достойно звания пионерки, а не потакать зарождающимся буржуазным вкусам девочки ))) Черное или коричневое было бы в самый раз )))


А у меня маму чуть не исключили за то, что она под форму часы подаренные надела. Причем серьезно под форму - она их только тайком подружкам показала, но кто-то сдал)


Моя бабушка какими-то невероятными путями ''достала'' для меня красивую меховую белую фапотьку



и к фаптьке белые сапофки


P.S. Образование обесценилось в наше время.) Как говорит мама, тогда троечник умел гораздо больше, чем нынешний отличник)


образование не обесценилось: упал средний качественный уровень студентов там, где образование стало платным (а Вы думаете "вечерники" и "заочники" прежде врызались в знания?) ; но любой работодатель предпочтёт грамотного специалиста навязанному "блатному"


Я не говорю про все однозначно плохое.
Тогда, конечно, было что-то хорошее. Но и плохого была тьма - вспомним хотя бы селян, у которых не было паспорта.


Ну, мастера-стахановцы в основном все те же рабочие-трудяги, у которых максимум, что было - это вечерняя школа.

дремучая Вы, что там. Вы даже не в курсе, что сделал Стаханов и в чём заключался его метод. а суть вовсе не в дополнительных часах работы, как Вы невежественно сказали выше. забойщик Стаханов и два крепильщика так организовали работу, что за смену (т.е. нормированный рабочий день) выполнили сначала 14 норм на человека, а чуть позже подняли норму выработки ещё в два раза. то, что Вы тут пытаетесь обсуждать через губу, называется НОТ - научная организация труда.

просто высказываю, как оно мне кажется - человеку, для которого ссср закончился в полтора года и хорошо

вот видите - в СССР не жили, а чота там берётесь судить. Вы не беспокойтесь. Вы до сих пор живы только потому, что 74 года СССР был и действовал. и до 1985 года СССР был лидером не по пошиву штанов, которых вашей породе катастрофически не хватало, а был лидером по части капиталовложений и вводу в строй основных фондов. т.е. инфраструктуры и всего, что с ней связано. т.е. у вас свет в доме горит, есть стены, говны куда надо текут, вас до сих пор лечат и учат на базе тех ещё кадров и полученных знаний, у вас есть дороги и какое-то поддерживающее жизнь производство. ещё понятнее: основные фонды - это то, что делает жизнь рядового человека элементарно цивилизованной. чем больше этих фондов, тем спокойнее заднице рядового гражданина - ад перед ним не разверзнется, пока идут такие вложения. но вот с ипотекой, кредитом на форд-фокус и плазменную панель могут быть проблемы, да.

теперь вы живёте в стране, руководству которой нет дела до комфорта вашей попы. руководство озабочено собственным обогащением, даёт крохи со стола более-менее социализированным обывателем и проедает ресурс, заложенный несколькими поколениями советских людей. поскольку я на четверть века старше вас, то, скорее всего, я не увижу окончательного краха страны - лет 15 мы ещё побарахтаемся. но вот вам, которой так не нужен СССР, будет дана возможность прочувствовать все тяготы и лишения от гибели страны, которой не нужно будущее. я не предрекаю, а всего лишь с большой долей вероятности считаю, что смерть вашего поколения будет мучительной, долгой и унизительной. особенно если доскрипите до старости. может, к тому времени поймёте, что у вас украли.


Аплодирую.