Больше рецензий

26 ноября 2020 г. 23:47

2K

2

Я опоздала с этой книгой лет на 15. Сейчас уже хочется придираться к пустым рассуждениям, плоским идеализированным персонажам, историческим справкам, пусть и живописным, но поданным в лоб. Читаешь, и перед глазами чек-лист автора: пафосные рассуждения о любви и гармонии (done), многостраничные сведения о древних верованиях и их отношении к женщине (done), штампы о Востоке – архитектура, песок, палящее солнце (done), об Индии – полноводные реки, слоны, мистика (done), полуголые греки с их культом тела (done), тяготы военных походов и нелёгкое бремя правителя огромной территории (done). Повествование постоянно кажется распадающимся на части. У него нет какой-то одной идеи: это и не исторический роман, и не биография личности, и не книга о религиозных античных культах.

Неприятным сюрпризом для меня оказалось то, как много в тексте мистики и эзотерики. Почти всё время, свободное от услаждений взора и слуха мужчин на пирушках, Таис проводит в храмах, изучая древние культы богинь и общаясь со жрецами. Те вводят её в экстатическое состояние, испытывают и посвящают в таинства учений и обрядов. В предисловии Ефремов пишет, что выбрал эпоху Александра Македонского как время расцвета греческой культуры и широкого распространения мистерий и философских школ самого разного толка. Главной героиней он решил сделать афинскую гетеру Таис, так как она "женщина, допущенная к тайным обрядам женских божеств и, разумеется, достаточно образованная, чтобы, не страдая узким религиозным фанатизмом, понимать происходящее. В эпоху Александра такой женщиной могла быть только гетера высшего класса. Таис, как реальная историческая личность, как нельзя лучше подходит для этой цели."

В романе постоянно мусолится тема великой женской богини, которой посвящены древние культы в самых разных храмах по всей Ойкумене, которые посещает Таис. В связи с этим персонажи много говорят о божественной сущности женщин Эллады, о женской независимости, свободолюбии, пытливом уме. И это всё, конечно, невероятно здорово и замечательно. Только преподносится это так, словно у женщин их времени (не у всех, разумеется), это всё уже есть, и что в этом образованная Греция далеко ушла от остального мира, в котором права женщин нещадно попираются. Особенно воспевается автором независимость Таис, как будто и не мелькали в начале романа её горькие мысли на этот счёт. С точки зрения того времени да, у гетер положение было получше остальных женщин Эллады. Они образованы, вольны сами распоряжаться своим телом, прекрасные танцовщицы и остроумные собеседницы, их умом и физической красотой восторгаются окружающие. Но так как в тексте очень много автора, это подаётся, словно он считает эту их "свободу" действительно настоящей. Но ведь гетеры – они по сути игрушки, зависящие от мужчин-покровителей. Игрушки начитанные и приятные глазу, имеющие право озвучить свои мысли. Удобно, конечно, держать дома несколько целиком подчиняющихся тебе жён, единственное дело которых рожать, а потом идти на пирушку и там восполнять лакуну духовную, которую необразованная жена заполнить, разумеется, не в состоянии.

Четыре сезона, Собери их всех