Больше рецензий

Znatok

Эксперт

и Знаток Лайвлиба

26 ноября 2020 г. 21:41

3K

4.5 Пионерлагерь, как модель тоталитарного общества, или Лучше быть красным, чем вампиром?

Вампиры – зло, и с этим никто не спорит, но правила, увы, никому не позволяют победить вампиров. Почему правила более удобны для вампиров, чем для людей?

Люблю книги про походы и/или пионерлагеря. Слышал, что в книге Географ глобус пропил фигурирует один из этих атрибутов, но, пока присматривался к этой книге, у Иванова вышла новинка, рассказывающая о втором из вышеуказанных атрибутов.
А тут и к моему первому турниру в СиВ эта книга подошла. От слова до дела пара кликов мышкой, так и был прочитан этот роман.
Немного переиначенный афоризм Бертрана Рассела, хорошо отражает суть книги. Действительно, автор знатно песочит совок, но не напрямую, а намёками, метафорами, аллегориями, хотя, под конец книги и прямые высказывания попадаются, но об этом позже.
Книга рассказывает о жизни пионерлагеря "Буревестник", что расположен на берегу Волги, неподалёку от Куйбышева (Самара), с одной стороны, роман можно назвать производственным, но это только одна из его граней. Скорее, это подростковый ужастик с философским подтекстом и вторым дном.
Время действия романа совпадает с Московской олимпиадой 1980. Автор играет на контрасте, показывая красивые и пафосные картинки телетрансляции олимпиады, а затем обращаясь к серой неприглядной действительности пионерлагеря, с его проблемами, неурядицами, бесцветным руководством, вампирами наконец. Тем самым наглядно демонстрируя, что то, что мы видим и то, как на самом деле, часто не совпадает.
Главные герои: Валерка - 12 лет, носит очки, тихий и смышлёный мальчик. Игорь (Горь-Саныч) - второкурсник филфака, вожатый-новичок. Валерка и Игорь не такие как все, они не хотят шагать строем, как вся страна, и не желают делать только то, что велят сверху, у них есть своё мнение, которое очень осложняет их жизнь в пионерлагере. Есть ещё один вожатый, точнее вожатая, которая тоже имеет на всё своё мнение - Вероника Генриховна - ровесница Игоря.
Однажды ночью Валерка замечает странность - мальчик из их отряда сосёт кровь у парнишки с соседней койки, присосавшись к вене на его руке. Так и начинается его борьба с вампирами, которые сделали пионерлагерь своим пищеблоком, подчиняя его обитателей своей воле и принуждая чётко следовать навязанным ими правилам, периодически жертвуя кровью. Вот как Иванов говорит о вампирах устами одного из героев:

– Упырям нельзя на солнце, – Сожжёть в пепел. Вот они всё совецко на ся и вздевають. Защита ихня днём. Красный цвет – кровя любимая. А звезда – знак диавольский…
– Пентаграмма!.. – прошептал Игорь.
– Серп – луна иха, когда кровю пиять надо, иль подохнут… А молотком кол осиновый в йих забивають…

Ещё автор замечает, что атеизм выгоден вампирам, т. к. только Бог может помочь людям в борьбе с нежитью. Иванов олицетворяет вампиров не со всеми носителями идеологии, а с теми из них, которые стремятся всех вокруг превратить в себе подобных.
На примере своих героев писатель показывает, как коллектив может ломать отдельных своих членов, не оставляя лазеек для индивидуальности.
Конечно, в те годы я ещё не родился, но о Советском Союзе знаю не понаслышке, если можно так выразиться. Уже в начале романа автор пишет, что Любовь и дружба в его книге противостоят вымороченным законам идеологии и вампиризма. Тем самым показывая разницу между вечными ценностями и ценностями временными.
Отдельно стоит отметить эпизоды судилищ над отколовшимися от коллектива детьми и это не шпана дворовая, которая тоже встречается в книге, а обычные дети, которым надоело играть в футбол. Но если большинство играет в футбол, то меньшинство не имеет права отлынивать от этого занятия, тем самым подрывая сложившиеся устои. Воспитатели утверждают, что один человек - не человек и только коллектив делает его человеком. Но такой подход к воспитанию лишь рушит у провинившихся веру в своих товарищей, усугубляя их отстранённость от коллектива.

На каждый аргумент у Ирины тотчас находился контраргумент, потому что она почитала сразу и колхоз, и царя-батюшку. Такое бессознательное двоедушие преследовало одну-единственную цель: заставить каждого человека жить так, как живут все; подчинить всех общим правилам – таким, какие уж устаканились. Все играют в футбол – и ты играй. Все облизывают Плоткина – и ты облизывай.

Ещё один показательный момент, что сначала дети учили "Чунгу-Чангу", а когда музрука укусили, она отменила репетиции песни про свободный остров, заменив её на пионерскую песню "Орлята учатся летать". Наверное, "Чунга-Чанга" была выбрана автором как символ детства ещё и потому, что у позднесоветских и постсоветских детей были популярны песенки про Чунга-Чангу, гвозди и динамит. Первоклассником я отдыхал в санатории, где придумал несколько продолжений этим песенкам. Кто знает, может, где-нибудь до сих пор поют мои версии этих песенок, а может у меня просто ЧСВ зашкаливает:)
Юмор в книге редкий, но, как говорится - меткий! Автор рассыпает по тексту полуматерные стишки, которые ребята сочиняют по любому поводу, перемежая их агитационными стишками, которые им навязывают вожатые, например, такие:

Пионерский наш отряд
Дружные! Умелые Честные! И смелые!
Наш девиз всегда таков!
Будь готов! Всегда готов!

Шли какашки по дороге,
увидали чьи-то ноги,
убежали в тубзалет –
жопа есть, бумаги нет!

Опять же, автор говорит о том, что голова детей занята совсем другим. Они хотят бегать, прыгать, купаться и загорать. Карабкаться на скалы и исследовать пещеры. Но никак не ходить строем, распевая чужие речёвки. Поэтому они и придумывают свои стишки, чтобы заглушить голос скуки. Ведь детство даётся только раз и им надо насладиться по полной!
Также автор противопоставляет страсть Игоря к новой знакомой, жертвенно чистой любви Валерки к одной из девочек. Одновременно подтверждая и опровергая утверждение, что в "СССР секса нет!"
Примечательно, как к концу книги меняются главные герои, особенно Валерка, в нём уже ничего не осталось от того тихони, каким он был в начале, это уже совсем другой человек, если можно так выразиться. Игорь тоже сильно изменился, став смелее, увереннее в себе и определившись со своими целями.
Интересно, что вампиры очень дисциплинированная нежить, заставляющая свой "дойный скот" ходить по струнке, во всём слушаться воспитателей, и даже играть в футбол фанатов шахмат. Дабы не привлекать лишнего внимания и быть как все.
Учитывая наличие пошленьких шуточек и нескольких постельных сцен, не рекомендовал бы эту книгу детям до шестнадцати.
И, если Вы не любите открытые концовки, роман Вам может не понравиться, но в целом, вполне себе достойное произведение.

Девочки догадывались, что Валерка врёт, но проще было поверить. На этом и строилась жизнь в пионерлагере. И Свистунова, и доктор Носатов, и директор Колыбалов догадывались о вампирах, но проще было поверить, что их нет, а есть хорошие ребята, которые играют в футбол, рисуют картинки в защиту мира, поют песни про орлят и вообще убирают территорию. А вампиры следили, чтобы этот негласный уговор не нарушался.

В этой цитате автор замечает, что многие стараются не выносить сор из избы, предпочитая оставить всё как есть. А что будет с избой, из которой более 70 лет не выносили сор? Думаю, вы и сами догадываетесь.
Несмотря на всё вышесказанное, в книге чувствуется атмосфера советского детства, которая облегчает текст, и позволяет отвлечься от второго дна сконцентрировавшись на первом.
Уже приметил у автора книгу с похожей атмосферой, а именно, Блуда и МУДО , но это уже совсем другая рецензия...

Прочитано в игре "Кillwish", "От А до Я" и Турнире с тренером Kozmarin

Комментарии


Если слушать книгу в исполнении Литвинова, вообще атмосферно получается. Полный восторг


В своей литературной карьере прослушал, только три аудиокниги, они у меня не очень идут, но Литвинова можно попробовать послушать


Я все свои годы была яростным противником как аудио книг, так и электронных. Потом попробовала ещё и вот за уши не оттащишь. Главное выбрать для себя приятных чтецов и годную книгу. Вот например "Я исповедуюсь" я слушала недели две, конца и края не видно. Это ж надо так развести на столько часов( Страниц). И нравятся лишь отдельные главы. Если б я начала с такой книги, точно не полюбила бы аудио формат.


Согласен, многое зависит от чтеца и звукового сопровождения, которое часто присутствует, наряду с начиткой


Отличная вещь, согласна. Если Вам нравится про пионерлагеря, советую обратить внимание на Юрий Поляков - Гипсовый трубач, или Конец фильма . Есть с "Пищеблоком" что-то общее.


Вы будто в мой книжный шкаф заглянули:) третья полка слева, за Девушкой с веслом и... СТОП!
Книга Полякова стоит за романом Блуда и Мудо , откуда он у меня?! А я уже электронную версию на читалку скинул. Благодарю за содействие в раскопках и нахождении забытых манускриптов)))


Будь готов, всегда готов! ))


Наверное, "Чунга-Чанга" была выбрана автором как символ детства ещё и потому, что у позднесоветских и постсоветских детей были популярны песенки про Чунга-Чангу, гвозди и динамит.

А-а-а-а-тлично! Вот эти 2 куплета я прекрасно помню, хотя у нас их распевали в старших группах детсада, а не в лагере.


А мы в санатории пели, когда я маленький был, там я несколько продолжений и придумал:)


Ну вот мне тоже посоветовали эту книгу:))) Только в отличии от тебя мне не нравятся пионерские лагеря и читать про советское время.


На вкус и цвет, все вожатые разные:)))