Больше рецензий

Andronicus

Эксперт

Записки с верхней полки метафизического плацкарта

25 ноября 2020 г. 22:34

878

3.5 Темные парадные

Если я усну и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в российской современной литературе, я отвечу: пьют и страдают.

Вот и роман Ксении Букши, девятнадцатого года «Чуров и Чурбанов» не миновал сего страшного проклятия российской словесности. Уже в первой главе читателя ждет вонь. Воняет в романе подгузник парализованной бабки, пахучий подросток Чуров, его носки, кеды рюкзак и физкультурная форма. Возможно это защитная реакция перед экзистенциальными ужасом жизни в российской действительности, но я внезапно начал страшно хохотать над той чернухой которую выливала на меня Букша .

Если в свое время Ивановская бытовая трилогия производила на меня нужный эффект, то вот в случае Букшы ,которая как мне кажется во многом опиралась на творчество Алексея Иванова, все попытки сгустить краски заканчивались гомерическим смехом. Мне даже немного стыдно, но поймите меня как можно не засмеяться когда в кармане Чурова «среди трухи, и тлена, завалялась желто-зеленая эвкалиптовая конфетка, вся примерзшая к фантику». Как не улыбнуться когда выясняется, что в лабазе продается исключительно сникерсы, водка и сгущенка, которые персонажи ни в коем случае не едят, вы что забыли в какой стране находитесь, в Росси все могут только ЖРАТЬ! (именно вот так с большой буквы и с восклицательным знаком! ) Жрать колбасу в подъездах, жрать водку в одно рыло на детских площадках. Вот она русская жизнь! Хорошо!

Однако без всяких преувеличений моим любимым эпизодом в книге является тот момент когда два разнополых студента проходящих практику в стенах больницы вдруг совершенное внезапно оборачиваются будто бы персонажами Достоевского и начинаю вести спор о доказательствах божьего бытия. Да уж! Глубока и загадочна русская душа! Особенно когда это два питерских студента!

Заканчивается парад чернухи на поистине высокой ноте достойной украсить эфир телепередачи «Дежурная часть» Бабушка божий одуванчик имеющая обязательную дочь алкоголичку и не менее обязательного внука наркомана, проживающая естественно в адских условия, травит водкой коллекторов, на этом чернуха постепенно сходит на нет и начинается основное развитие сюжета.

Вкратце сюжет «Чуров и Чурбанов» посвящён , вы ни за что не догадаетесь, Чурову и Чурбанову. Перед читателем предстает ряд разрозненных эпизодов из жизни простодушного детского кардиолога Чурова и крутого коммерса Чурбанова., начиная со школьных лет и заканчивая нашими днями. В жизненных путях Чурова и Чурбанова как в зеркале отражается смутное время на переломе эпох и к огромному сожалению как следует из романа оно до сих пор не закончилось.

Помимо бытовой составляющей, роман Букшы также содержит фантастический элемент, играющий важную роль в структуре романа. Дело в том что Чуров и Чурбанов обладаю синхронным сердцебиением, позволяющим при должных обстоятельствах лечить тяжелые кардиологические заболевания. К своему стыду я должен признаться что совершенно не понял эту «фантастическую» идею с синхронным сердечным ритмом, а ведь как я уже сказал выше эта линия является главенствующей. Весь роман двух героев ведут к встрече которая должна навсегда изменить жизни обоих, ну и что они встречаются и на этом как бы абсолютно все, на тебе читатель многозначительное послесловие в виде главы из детства главных героев. Короче как говорят в подобных ситуациях пазл не сложился.

Закончить я бы хотел небольшим размышлением о состоянии русской литературы на которое меня натолкнул этот роман. Роман Алексея Иванова «Географ глобус пропил был издан в 2003 году, а написан и вовсе в 1995 году, роман Ксении Букшы был издан в 2019 году, а теперь вдумайтесь в эту цифру без малого 20 лет разделяют эти романы !

Двадцать лет российские писатели неустанно крутят чернушное колесо сансары, описывая наше беспросветное вчера, сегодня и завтра.

Двадцать лет стоит герой современной русской литературы стоит в обсосанном и облеванном подъезде с дешевой колбасой и бутылкой водки. Сменяются поколения, а эти герои с угрюмыми лицами Александра Яценко и Дениса Шведова как стояли в этом вонючем подъезде безвременья без денег, работы и перспективы, так и стоят.

Может уже, хватит?

Может уже наконец всем надоест это бессмысленное вечное топтание на месте?

Может нам всем наконец пришло время выйти на свет из темного подъезда?

Четыре сезона
Благодарность Kseniya_Ustinova

Комментарии


Может уже, хватит?

Может уже наконец всем надоест это бессмысленное вечное топтание на месте?

Может нам всем наконец пришло время выйти на свет из темного подъезда?

Мне кажется, как только жизнь изменится, у героев русской литературы найдутся и другие занятия. А пока: Россия — тёмный подъезд.
Ну и про двадцать лет в подъезде — не забывайте эпоху гламура начала двухтысячных. Тогда помимо подъезда были ещё клубы и флэты с дорогой наркотой.


Юра! Прости мы все ........!
Собственно это я подразумевал, своим плачем по эпохе, но в том то и дело что если реальность не дает надежды на завтра, то тогда надо ее выдумать, создав образ светлого будущего, хотя бы в литературе, что бы было к чему стремиться.
Забавно как там говорят в этих интернетах? Кажется Зумеры изобрели соцреализм.

не забывайте эпоху гламура

.Да вы совершенно совершенно правы как то совсем не заметно ушла эта эпоха, видимо прав был Пелевин в своих предсказаниях.


Мне иногда кажется, что я одинока в своем мнении, но называть это чернухой не вижу смысла.
В зарубежной литературе тоже воняет, пьют и бьют. Здесь нет никаких преувеличений, есть лишь фиксация реальности, которую нельзя игнорировать, если ты пишешь роман о современности. И сегодняшняя чернуха блекнет на фоне столетней давности ( Максим Горький - Детство. В людях. Мои университеты (сборник) - с мощью этой черноты ничто не сравнится).

У романа интересный поэтический язык, нестандартный подход к сюжету, ставящий точку финал - что для русской прозы редкость.


Спасибо за развернутый комментарий.
Я ни в коем случае не отрицаю, так сказать, бытовую составляющую современной российской действительности, часто она очень похоже на то что описывает в своих романах Букша, но дело в том что на мой взгляд, в творчестве Букшы описание негативной стороны реальности не более чем художественный прием, притом прием который подается исключительно в лицо, отчего я и не смог поверить в эту историю. Хороший пример сейчас читаю Елтышевых, тоже не самый светлый роман, но там такого нет, все на своих местах и сюжет создает нужный эффект и заметьте, без всяких обугленных дверей, сирот, одиноких конфеток и полуслепых медработников.
Что касается Горького, это просто великолепное сравнение, на что у меня есть три замечания.
1)Горький описывает собственную жизнь и личный опыт, что я не могу сказать о Букше, потому как часто по мере чтения романа ловил себя на мысли, что автор совсем не знает описываемых реалий.
2)Как вы верно заметили Горький описывал быт дореволюционной России, а это как сейчас принято говорить, совсем другое.
3)Самое важное замечание, я сейчас ужасно упрошу интерпретацию творчества Горького, но ведь своим творчеством Горький преследовал вполне определенную дидактическую миссию, заключающуюся в демонстрации всех ужасов того времени, демонстрацией для преодоления и наступления новых времен Горький искал сверхчеловека, героя, пассионария, готового бороться с ужасами реальности для наступления нового дня, герои же Букшы, напротив хоть толком и не встроены в реальность, но по сути так и остаются обывателями подконтрольными хаосу жизни.

Ставящий точку финал

как открытый финал может поставить точку? По мне так эту историю можно было длить и длить, один как был неприкаянным вечно мающимся лишним человеком, так им и остался, второй же и вовсе остался без работы но с перспективой уголовного наказания, выбрав между семьей и призванием, призвание.
Или я чего то не понял? Был бы рад услышать вашу интерпретацию финала этой книги.


Спойлер
Я поняла финал так, что они вылечили всех к ним обратившихся и одновременно ушли из мира, чтобы уйти от проблем, но спасти всех вылеченных


Ааа, так вот откуда взялся морг, в детских воспоминаниях, ну что же тогда многое становиться на свое место, переводя роман из бытового плана, в метафизический.
Спасибо, за взгляд со стороны.


Думаю как у поэта у нее все метафаричное))
Спасибо что прочли и отрефлексировали мой совет)


Да еще раз огромная благодарность, что открыли для меня этого автора, редкий случай когда я читал книгу не отрываясь, на остановке, в транспорте и перерывах на работе.
Так что хочу в обязательном порядке прочесть все существующие на данный момент ее работы, предчувствую что с каждой книгой ее неоспоримый талант растет и уверен что впереди читателя ждет еще много откровений о сегодняшнем дне.


Так что хочу в обязательном порядке прочесть все существующие на данный момент ее работы

Есть та же цель!
Влюбился в ее творчество после "Рамки"


у героев образовалось очень много подсинхронов: учеба в одном классе, группе в универе. А первый подсинхрон - в больнице- мальчик Федя. Поэтому жизнь всех этих людей зависит от Ч и Ч. И люди начинают догадываться (одноклассница Саша) и бояться. А тут новость: если умрут оба одновременно, подсинхроны выживают. Думаете, долго проживут ЧиЧ? Люди хотят жить и готовы на многое ради этого. А у Чурова семья. Вот они на пару с Чурбановым и приняли решение...