Больше рецензий

7 ноября 2008 г. 10:59

49

1

Мусолила этот шедевр больше месяца. Читается тяжело и благодаря многократно воспетому «монтажному стилю», и берлинскому диалекту, к которому приходится долго привыкать. Ни разу не понимаю, почему эта книжка входит в список «лучших немецких книг, которых должен прочитать всякий, уважающий…» (И школьная программа в Германии и такой авторитет, как Райх-Раницкий тут единодушны). То есть вот бывает, что что-то, всеми признанное, как гениальное, не нравится, но саму гениальность не признать нельзя. Тут не тот случай. Даже масса восторженных критических статей не помогли мне проникнуться сим столпом немецкой литературы.
Больше всего мне действовал на нервы полный диссонанс между тем, как автор характеризует героя, и как этот Биберкопф на самом деле действует. Эти бесконечные рассусоливания автора, что Франц-де отличный парень, всеми силами пытается встать на путь добра, что-то не бросалось это в глаза, если честно - он предает всех направо и налево, а понятие «совесть» этому типу, видимо, вообще неизвестно. Да и вообще, с мозгами у чувака беда – построение элементарных причинно-следственных связей ему не под силу. Никакой внутренней логики в поступках героя я тоже не уловила. При этом этому вовсе не потому, что Деблин не умеет связывать одно с другим - у него есть отличные леденящие душу мистические новеллы, где психологически очень выверено. Почему он них особо никто не вспоминает, а именно «Александрплатц» считается откровением – для меня загадка.
А вообще забавно, что критики в этой книге находят почти все – криминальный роман, и религиозную притчу, и гениальное атмосферное бытописание, и мистику. Конечно самых разных мотивов и мыслей здесь очень много, но все они очень обрывочны, а потому кажутся какими-то поверхностными, незаконченными, а потому часто надуманными, непонятно к чему искусственно поналяпанными то там, то тут. Не исключено, что я вообще вот этой дадаистической коллажной эстетики в литературе не понимаю. Может, не доросла еще…