Больше рецензий

Phashe

Эксперт

Магистр Лайвлиба

19 ноября 2020 г. 11:42

3K

5 Гротеск, сатира, психоанализ, карнавал. Нормальность

Меня всегда больше привлекали те авторы, которые умеют писать не красиво, а отвратительно. Все всегда лучше познается через контраст, через выворачивание. Вы никогда не узнаете, что такое хорошо, пока вам не будет плохо. Банально, вроде бы, но…

Если вы никогда не пили виски, то не стоит начинать знакомство с этим напитком с двенадцатилетних образцов — вы не прочувствуете их вкус и прелесть. Проблема любого извращенца — он пресытился обыденным. Проблема любого нормального человека — он погряз в обыденном. Мне кажется, что каждый человек должен себя временами встряхивать, окунаясь в безумие, чтобы не терять грань нормального, чтобы она не замыливалась, и человек не терял границ реальности и нормальности. Отклонения помогают сохранить наше общество нормальным.

Мне нравятся отвратительные произведения, где происходит страшный треш, где все абсурдно, неправильно и ненормально. Если вам противна книга — это хорошо, это прекрасно. Если автор ставит задачу заставить вас чувствовать себя некомфортно и это цели достигает, то он молодец (это лучшее, что может сделать писатель), а то, что вас тошнит, то вы — слабонервная ранимая неженка; но это тоже нормально.

Помимо преступления всех возможных табу — инцест, некрофилия, копрофагия, убийство, пытки, насилие (и многое другое) — текст доставляет своей психологической составляющей. Разные травмы и комплексы, доводящие героев до крайних пределов. Гиперопека матери, параноидная шиза его подружки, стремление освободиться и бешеная воля к власти самого героя и его антогонистов. Любителям психоанализа будет тут в чём покопаться, впрочем, не только им. Текст чуть более, чем полностью состоит из сатиры и гротеска (а также из: крови, кишек, мозгов, насилия, экскрементов, секса, телесных жидкостей, убийства, боли, страдания и прочих кошерных штук), Стокоу обыгрывает многие известные штампы, многие культурные явления сильно гиперболизирует.

Само течение повествования абсурдно и нелогично. Здесь все как во сне — мир героев изолируется от внешнего мира и живет своей отдельной вселенной. Только в конце книги Стивен на момент выныривает из своего изолированного безумия и оказывается на улице, где есть другие люди и реальный мир, откуда он в панике и сбегает обратно в свой уютный мир туннелей, насилия, жестокости и коров.

Когда-то слышал, что человек стремится к ограничению пространства вокруг себя, т.к. это подсознательное стремление вернуться в утробу; другой вариант этого стремления сводят к подсознательной тяге к смерти (к гробу). Стремление человека к свободе — очень мифологическое. Мне кажется, что несмотря на миллионы книг, написанных на эту тему, лучше всего эту тема раскрыл Достоевский в монологе «великого инквизитора». Человек всегда стремится ограничить свой мир, потому что бесконечно большой и свободный мир накладывает слишком много ответственности и создает слишком много выбора, что сложно. Ограничение пространства — упрощение мира до понятных пределов; все зависит от личной способоностей «работать» с пространством.

Это до предела развитые темы эскапизма и эмансипации. Эмансипация через нарушение всех табу; эскапизм — путем сжигания мостов в нормальный мир, — при этом герой пытается как раз построить себе этот нормальный мир, но идея свободы у него находит выход не через конформизм, а наоборот — через нарушения табу и изоляцию. Такое вот переворачивание всего.

Здесь много карнавального переворачивания, всё по классике: экскременты становятся едой; животные приобретают человеческие черты, а люди — звериные; боль становится наслаждением, уродство — красотой; нормальный мир мыслится ненормальным; мать становится главным врагом; открытое пространство ощущается несвободой, а тесные подземные туннели дарят освобождение.

Сорокин, Масодов, Паланик, Гийота, Стокоу, Кононов, «Молоко» и им подобное — столпы нашего нормального мира. Хочешь чтобы всё было хорошо? Окунись в плохое.