Больше рецензий

18 ноября 2020 г. 15:22

250

3.5

«Осенняя соната» во многих смыслах.
Например осень — это и время действия пьесы, и краски характеристик персонажей. Есть тут осень и с налетающими пронизывающими порывами (это Елена) и с успокаивающим шорохом уютной мягкой подстилки опавшей листвы (это Виктор). А две центральные героини как подхваченные ветром листья кружат вокруг друг друга.
Поэтому собственно и музыкальная форма «соната» в названии, как метафора этих отношений.
Музыка присутствует в пьесе также и прямыми упоминаниями произведений, и является одним из поводов основного конфликта: Шарлотта выбрала концертную деятельность заменив ею семейное тепло и любовь и уничтожив практически связи с родными.

Наверное можно по-разному посмотреть на то, о безнадежно испорченных отношениях пьеса или о надежде. На мой взгляд, отношения безрадостные, надежда на их улучшение небольшая (хоть автор нам ее в конце и предлагает). Наблюдать за этим — тяжеловато.
То есть мне не очень понравилось о чем написано. Однако очень понравилось как написано, как выстроена пьеса: как движется взаимодействие персонажей, как их линии сменяют друг друга, как они, так сказать, создают созвучия, как диссонируют, как образуют паузы, как в конце голоса главных героинь как бы сливаются. В конце Шарлотта уезжает, они с Евой физически всё удаляются друг от друга и пьеса после бурных диалогов, накала страстей как будто постепенно стихает. Но реплики их последних, уже не слышимых друг другу, монологов практически объединяются по тексту: чередуются чуть не через предложение, как если бы они произносили слова почти параллельно, стоя в разных концах сцены. Таким образом тоже соблюдается сонатная форма произведения, сливаются линии двух партий.

В целом и пьеса и фильм несколько «не моё», но посмотреть фильм после прочтения, сравнить видение автора со своим, было интересно. Акценты в характерах центральных героинь, на мой взгляд, в фильме автором распределились ровно наоборот по сравнению с тем, как я прочитала. В фильме Шарлотта более жестко ведет себя, а Ева ранима. На мой же взгляд Ева (дочь) имеет более крепкий характер поскольку поступает более ответственно, а Шарлотта (мать) более инфантильна, прячется и за фразами, и за звуками, и за нарядами, нуждается в постоянных «поглаживаниях». Например, как она прямо выпрашивает у попутчика, уезжая в поезде «На меня можно положиться, правда? … Я ведь щедро отдаю себя людям, я не скупая, правда?».
Фигура Виктора, мужа Евы, для меня как бы вышла из тени как раз при просмотре фильма и добавила мужской спокойной доброты в этот вихрь женских эмоций. При первом прочтении я его почти не замечала, фильм помог лучше разглядеть.

Прочитано в игре Четыре сезона