Больше рецензий

Zhenya_1981

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 ноября 2020 г. 11:54

4K

4 Кукольная трагедия

Как и в любом хорошем детском произведении, в этом рассказе есть как минимум два слоя.

Есть слой внешний, детский. А поскольку книга писалась, во-первых, Толстым, а во-вторых, для «Азбуки», то у этого слоя есть четко выраженная мораль, которую легко понять и ребенку. Даже две морали.

Первая - это то, что человек благородный, сильный, храбрый и умный может выйти победителем из казалось бы безвыходных ситуаций. Нужно только не плакать, не унижаться, а бороться, бороться и ещё раз бороться. Вторая мораль -  человек должен быть милосердным. В этом и есть высшая ценность, высшая сила (а ведь Дина означает "сила") - подняться над религиозными, культурными, гендерными, возрастными предрассудками. Нужно слушаться своего сердца, быть всегда Человеком.

Просто поразительно насколько всё легко и хорошо закончилось. На первый, детский взгляд. Но можно копнуть и глубже. Для меня этот короткий рассказ явился подтверждением старого тезиса о том, что добро наказуемо.

картинка Zhenya_1981
О беде Дины прекрасно написал boservas . Ей скорее всего несдобровать. Либо её убьёт отец, либо её захватят урусы, которые уже близко. Да и название, и сюжет позаимствованные у Пушкина не предвещают Дине ничего хорошего. Она звонко смеётся, беззаботно танцует и скачет по скалам как козочка, но всё это лишь сильнее подчеркивают её трагедию - любовь к взрослому мужчине другой веры, пленнику своего отца. Для меня это и есть основная линия рассказа, самая глубокая и интересная.

Но добро совершает не только Дина.
Жилин пытается спасти своего товарища по несчастью, не бросает его на полпути, рискуя жизнью несет его на своих плечах. А взамен своим глупым, безответственным криком Костылин привлекает внимание преследователей. Беглецов возвращают и лишь чудом они остаются живы.

Есть и третий наказанный за своё добро - Абдул-Мурат, кормящий и оберегающий своих пленников. Да, он алчный. Да, он держит пленников ради наживы. Но ведь Толстой не просто так говорит, что хозяин полюбил Жилина. Стал бы он защищать уруса после побега, после многократного недовольства со стороны старейшины (а мы знаем какое на Кавказе отношение к старшим), после убийства брата краснобородого. Нет, здесь не только в деньгах дело. Не хотел убивать Жилина Абдул-Мурат, жалел. Не зря у него и дочь такая. В общем, и он был наказан за своё "добро".

И последнее. Трагична здесь судьба не только Дины, но, как мне кажется, и самого Жилина. Он навсегда останется кавказским пленником. Ведь заметьте, ехал то он к матушке, между прочим, чтобы жениться. А любовь встретил там, где не ожидал. И пускай он сам и не влюблен в Дину (да она же ещё ребенок!), а лишь использовал её для своего спасения прекрасно понимая, какую цену Дина может заплатить за это. Мы не в праве судить его. Наверное, любой бы поступил так же, чтобы спастись. Но сможет ли он когда-нибудь найти себе жену, которая будет любить его так, как Дина? И как ему смириться с мыслью, что он стал виновником её возможно трагичной судьбы.
картинка Zhenya_1981

Комментарии


Зачот. По всем пунктам согласен


Спасибо, Виктор!


Спасибо за вдумчивую рецензию, Женя) Подробно все разобрано.
Про Дину, которая означает "силу", хорошо отметил.
И это понравилось:

И как ему смириться с мыслью, что он стал виновником её возможно трагичной судьбы.

Такие мысли, неопределенность - часто самое ужасное.


Спасибо за отзыв, Кристина.
Да, жить с чувством вины мучительно. И даже, наверное, с чувством возможной вины.


Ну, сбежал один из двух пленников. Что, собственно, случилось такого особенного? Адул-Мурат сдерёт такой выкуп за оставшегося, что покроет убыток.
Убивать дочь? Не вижу оснований. Ну, догадается, что дочь - причина убытка. Так на то и дети, чтобы причинять родителям убытки. Дело житейское. Много ли отцов, убивших детей, испортивших дорогую вещь? Даже за разбитый дорогущий автомобиль не убивают.
Сравнение с Андрием Бульбенко некорректно. Андрий - мужчина и воин. А с девчонки какой спрос? Она - низшее существо.
Ну, а захватят ли Дину урусы... Возможно лишь в виде исключения. Если бы всех Дин захватывали урусы, в Чечне и Дагестане жителей не осталось бы.

Дело не в убытке, а в предательстве дочери.



Много ли отцов, убивших детей, испортивших дорогую вещь?

раньше было много. Но Жилин не только вещь. Здесь, наверное, и честь замешана.


Я не уверен, что ДОЧЬ может предать. Повторяю: это низшее существо. Общество-то патриархальное, да ещё и мусульмане.


Может быть Вы и правы.
Дочь - существо низшее, пленник - только вещь.
Но тем легче её наказать в таком случае