Больше рецензий

Deliann

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 ноября 2020 г. 16:13

604

4

Уильям Хьёртсберг известен в нашей стране благодаря роману «Сердце Ангела» (в оригинале «Falling Angel», то есть «Падающий Ангел») и одноименной экранизации. И роман, и фильм получились по-своему хорошими, и тем удивительнее понимать, что Хьёртсберг не причастен больше ни к чему столь же заметному.
«Сердце Ангела» представляет собой почти эталонный нуарный детектив с мистическим уклоном. На дворе 1959 год, действие происходит в Нью-Йорке, и атмосфере Большого Яблока конца пятидесятых уделено очень много внимания. Частный детектив Гарри Ангел нуарен настолько, что от страниц книги вьётся лёгкий сигаретный дымок и исходит запах спиртного. Гарри не слишком удачлив, зато очень упрям. По-своему честен, склонен к рукоприкладству, никогда не прочь выпить и вступить в порочную связь с очередной красоткой. Он берётся за, казалось бы, простое дело по поиску всеми забытого певца Джонни Фаворита и не бросает это дело даже когда оно начинает пахнуть керосином уж слишком сильно. Хотя опытный читатель заподозрит неладное уже в самом начале романа, бросив лишь один взгляд на подозрительного типа со звучным именем Луи Цифер.
В итоге история, которая работает по всем правилам нуара, имеет второе дно в виде сюжета о договоре с нечистой силой. И автор неплохо справляется с обоими пластами повествования. Его нуар хорош и занимателен, читается на одном дыхании, и лишь предсказуемость сюжета мешает мне поставить книге высшую оценку. Всё-таки в детективе очень важна интрига, а подсказки о том, кто такой Джонни Фаворит, читатель начинает получать если не на первом десятке страниц, то на втором точно. Мистическая составляющая при этом очень атмосферна и разнообразна. Ритуалы вуду, сатанисты, предсказатели, – всё это складывается в причудливую мозаику. Роман еще и написан образным языком, который словно обволакивает читателя.
Его экранизация тоже хороша, но немного в другом ключе. События фильма развиваются быстрее, сюжет держит в напряжении постоянно, а актерские работы Микки Рурка и Роберта Де Ниро выше всяких похвал. Если Уильям Хьёртсберг в своем романе затеял хитрую литературную игру, рассчитывая на осведомленность читателя касательно классики нуара, типа «Мальтийского сокола», и классики мистики, типа «Фауста», то Алан Паркер в фильме сделал упор на динамику, атмосферу и актёрские работы. К слову, атмосфера была и в книге проработанной, но в фильме она более гнетущая и загадочная.
«Преисподняя Ангела» – продолжение, которого никто не ждал. Роман вышел спустя сорок лет после выхода оригинала, но по сюжету он начинается с того же момента, на котором завершается «Сердце Ангела». И перед нами тот случай, когда продолжение смазывает впечатление, оставшееся от оригинала. Да, в «Преисподней Ангела» происходит расширение истории, читатель получает ответы, на которые даже не рассчитывал, а образ главного героя усложняется, но… Больше не ощущается того надрыва, что был в финале «Сердца Ангела», нет остроты, роман, попросту говоря, не захватывает. Будучи в полтора раза длиннее оригинала, сиквел использует примерно те же сюжетные тропы, что будет интересно только если первый роман понравился очень сильно и совсем не хочется расставаться с историей.
Хотя от серии с названием «Легенды хоррора» я ожидал большего, о прочтении не жалею. Посмотрим, чем удивят следующие книги.