Больше рецензий

8 ноября 2020 г. 09:42

154

3 Трансформация экономического рабства

Автобиографическая книга афроамериканского писателя. Стиль написания относится к натурализму и романтизму. Описывает свое детство и отрочество в южных штатах 1910-1920-ых гг., до своего переезда на Север, в Чикаго, в 1927 году. По-видимому, автор решил сделать в этой книге акцент на свой непростой этап в жизни.
Чтобы понять социальную ситуацию, которая сложилась в Южных штатах США, прежде всего следует вспомнить историю. В 1865 году закончилась гражданская война в США, отменили рабство. Черные рабы получили свободу. Теперь вчерашние рабы стали крестьянами-фермерами и наемными рабочими. Если при рабовладельческом строе хозяин плантации заботился о своей собственности, в том числе и о своих рабах, то с отменой рабства буржуа были заинтересованы в приобретении дешевой рабочей силы. Буржуа устанавливал оплату за труд самостоятельно и ему было все равно кого нанимать работать за тарелку супа: белых, черных, евреев, индейцев или азиатов. В случае гибели или получения увечья работника, буржуа никакой материальной и моральной ответственности не нес. Просто нанимал другого рабочего. Если на Севере необходимы были рабочие руки для бурного промышленного развития, то на аграрном Юге рабочей силы было с излишком, особенно после отмены рабства. Таким образом, рабочий класс был вынужден работать не покладая рук, чтобы как-то прокормить свою многодетную семью. Естественно, что времени на духовное просвещение и образование не оставалось. Единственное духовное просвещение которое люди получали - религиозное, в различных церковных общинах разного толка: методисты, баптисты, адвентисты, евангелисты и пр. К черным и цветным это относится вдвойне. Буржуа платили им вдвое меньше чем белым. К тому же из сознания черных еще не выветрился дух рабства. Когда Моисей вывел евреев из египетского рабства, он вели их по пустыне 40 лет на пути к "земле обетованной". Моисей ждал, когда умрет последний еврей с рабской психологией. В "землю обетованную" должен прийти свободолюбивый народ. Ричард Райт является первым поколение афроамериканцев которые тянулись к свободе и равноправию. Он даже был образованным человеком, что написал несколько романов! И это свершилось - в 1950-ых годах в штатах где жил и работал Райт - Арканзас, Миссури и Теннеси развернулось движение афроамериканцев за равноправие. В одном из отелей Мемфиса будет убит духовный лидер чернокожих - Мартин Лютер Кинг. Федеральные власти поддержат движение чернокожих. Развернутся перестрелки между ФБР и Нацгвардией с местными белыми жителями. Но это все случится после того как Ричард Райт сбежит в 1946 году в Париж, к белым, в поисках спокойной жизни. Хотелось бы привести цитату, которую он говорит в конце книги: "Я был таким, каким требовало окружение, семья, а эти требования диктовались белыми".
Давайте взглянем на семью Ричарда. В возрасте 5 лит он нечаянно сжег свой дом. За что был зверски избит своими родителями, неделю пролежал в постели. Его отец ушел к другой женщине, оставив мать с двумя детьми без средств к существованию. Когда Ричарду было 6 лет добрый дяденька-негр затащил его в негритянский бар, где малого спаивали и учили похабным словечкам. В воскресной школе его отхлестала до рубцов его учительница, родная тетушка Эдди. Хотела еще дома добавить в целях профилактики девиантного поведения, однако Ричард стал защищаться ножом. Через какое-то время дядюшка Том вздумал выпороть Ричарда, за то, что тот себя вел не "раболепно". Короче, насилие в семье процветало. Неудивительно, что после такого "воспитания" вырастали забитые и озлобленные члены общества.
Также в семье присутствовал духовный терроризм. Все ему твердили с утра до вечера, что он попадет в ад, что его душа пропала, что его повесят... Чтение книг и написание рассказов - тяжкий грех и происки дьявола. Все вокруг твердили, что от чтения книг у него мозги на бекрень поехали.
Ричард Райт описывает, как в невежественном, необразованном американском обществе стараются самоутвердится за счет унижения друг друга. Показаны межрасовая неприязнь между белыми, черными и евреями. В этой кишащей ядовитыми пауками банке у парня была тяга к знаниям. Белый помог ему брать книги в библиотеке, где негров не обслуживали. Мечта парня сбылась - он остался в живых и уехал в Чикаго! Стал писателем. (Интересно как негр смог опубликоваться?) Потом, в 1939 году он получил от еврея бешенные по тем временам деньги! Средний размер стипендии Гуггенхайма - $43,200. В 1938 получил премию от журнала Story. Такая финансовая поддержка от евреев и белых позволила чернокожему писателю отдаться написанию книг о социальных, моральных, экономических, и культурных проблемах афроамериканцев. Райту больше не надо было работать на заводе с 8 утра до 8 вечера в поисках заработка для своей многодетной негритянской семьи... Ах да! Следует упомянуть что обе жены Райта не были негритянками, а еврейки связанные с коммунистическим движение США, щедро финансированным Советским правительством.
В целом книга была для меня познавательна. Постарался понять психологию чернокожих 1910-1920-ых годов. Что касается языка писателя, то он для меня показался примитивным. Нет поэтического слога, описания образов. После такой книги не хочется читать другие произведения этого автора (Но я все-таки прочитал "Родной сын" или "Сын Америки"). Исходя из книги, следует отметить, что над Ричардом больше издевались свои же - негры, а в особенности члены его семьи, а виновными во всем оказались белые. Хотя и невежественные белые ему немало крови попортили. Райт описывает сцену, где сердобольный белый дает ему 5 долларов на еду, т.к. было явно видно, что парень голодает. (Для справки: на 5 долларов в 1913 году можно было купить в США 10 кг говяжьей вырезки) Ричард не взял эти деньги. Он не описал причины по которым он это сделал. Простая констатация действительности. И в такой манере написана вся книга. Читатель должен обдумывать его поступки сам!
Райт описывает свою бабушку, которая была белой, но замужем за негром, его дедушкой. Оба они были рабы. В США существовало такое явление как "белое рабство". Это потомки преступников и ирландцев. В середине XVII века, после покорения англичанами Ирландии, их начали вывозить на американские плантации. Со временем белые и черные дали потомство - мулатов. Райт часто упоминает в книге его встречи с мулатами. В крови бабушки Ричарда была негритянская кровь, об этом говорит его мать.
Ричард Райт кидает обвинение не социальной ситуации которая сложилась в то время. Он обвиняет всех белых. В низких морально-этических качествах черных он винит белых. Райт оказался способным спекулировать на политическом уровне проблемами черных ради финансов от коммунистической партии, различных стипендий меценатов и правозащитных организаций. Кем бы он был если бы его писательскую деятельность не профинансировали меценаты литературы и коммунисты получающие деньги из Советского Союза? Райт не захотел оставаться на баррикадах борьбы за равноправие в самих США. Как только закончилась война в Европе он уехал в спокойный Париж.