Больше рецензий

EmmaW

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 ноября 2020 г. 18:47

1K

3

Детектив с загадкой запертой комнаты. Другие книги Леру показались очень скучными, поэтому «Тайну желтой комнаты» долго откладывала, но не прочитать не могла. Это «обязательная программа» для любителей классических детективов. Один из первых романов в жанре «невозможного» преступления и вдохновение для творчества Агаты Кристи и Джона Диксона Карра. Не ждала, что мне понравится сама история и ее изложение, но рассчитывала на впечатляющий трюк в запертой комнате, который побил бы лучшие работы ДДК.

Это первая книга о сыщике-репортере Жозефе Жозефене по прозвищу «Рультабий». Повествование ведется от лица его друга Сенклера. Действие в основном происходит на месте преступления, в замке Гландье, где жили и работали профессор Станжерсон и его дочь Матильда. Покушение на мадемуазель Станжерсон случилось в Желтой комнате. Дверь была закрыта на ключ и на задвижку изнутри, окно забрано решеткой, а ставни тоже закрыты. Желтая комната выходит в лабораторию, где в момент событий находились профессор и слуга Станжерсонов папаша Жак. Когда они услышали крики о помощи и шум, то выломали дверь, но обнаружили в комнате только раненую Матильду. Убийца каким-то образом исчез. Полиция и все кому не лень строят догадки одна другой нелепее.

От книги веет Шерлоком Холмсом Конан Дойла, приключенческими романами в стиле Дюма и нафталином. Заметно, что книга написана очень давно и под воздействием Дойла. Здесь есть противостояние сыщика и полиции. Рассуждения Рультабия, описание его характера, действий и мастерства напоминают описания Шерлока Холмса. Остальные персонажи просто ходячие штампы: «бессловесная дева в беде, которая страдает и падает в обморок», «рыцарь-жених, который даже под пытками не выдаст ничего ради любимой и норовит ее от всего спасти», «ученый-гений», «преданный слуга», «странный тип». Экспрессивные неестественные диалоги добавляют героям стереотипности, из-за чего они вызывают раздражение.

Поступки героев, мысли, мотивы преступления, манера написания романа безнадежно устарели. Читать неинтересно, вникать в проблемы картонных персонажей не хочется, абсолютно все равно, что там за тайна у этой мадемуазель Станжерсон, почему молчит ее жених и кто раскроет загадку быстрее. Рультабий ничего не сообщает читателям, он собирает улики, его озаряет, но догадки держит в себе. Как тогда читатели будут вовлекаться в происходящее? Здесь даже промежуточных обсуждений почти нет. Самостоятельно раскрыть дело нельзя. Читаешь ради решения тайны Желтой комнаты, но развязка абсолютно не удовлетворительна.

Леру нарушает одно из правил детективного романа. Мне это не понравилось. Разгадка запертой комнаты сплошное надувательство. Карр не делал так. Если он придумывал что-то немыслимое, то потом в концовке давал простое и логичное объяснение. Здесь же автор не заморачивается и, по сути, вообще не дает нормальной разгадки. Вы ждали крутой ответ на вопрос «Как?», вы его не получите. Единственное, что было хорошо – разгадка исчезновения убийцы в галерее. Почему Карр называл эту книгу в числе лучших детективов? Его детективы во много раз круче, чем «Тайна желтой комнаты».

Личная история преступника отсылает к приключенческим романам и совсем не лепится к классическому детективу. Финальное разоблачение в суде нереально. Прям все вдруг стали слушать речи Рультабия и все поверили в его теории насчет убийцы. Много эмоций на пустом месте, много театральщины, много пафоса и патетики. Не люблю такие книги. Предпочитаю спокойное и размеренное английское повествование.

На момент выхода «Тайна желтой комнаты», конечно, была бомбой, но проверку временем не выдерживает. В жанре «невозможного» преступления теперь написано много вещей лучше и сильнее.