Больше рецензий

2 ноября 2020 г. 10:10

582

5 АМЕРИКАНСКОЕ ИСКУПЛЕНИЕ

«Видишь ли ты, что вижу я …»
(Стивен Кинг. «Слепой Уилли»)

«Самое же важное: только епитимья заменяет исповедь, и только покаяние определяет личность».
(Стивен Кинг. «Слепой Уилли»)

Легко ли просить прощения?.. На этот вопрос мы не получим однозначный ответ. Для кого-то – ничего не стоит. Тогда и прощению – грош цена. Кто-то никогда не просит прощения потому, что гордыня не позволяет признать вину, хотя в глубине он, может быть, и сомневается. Просить – вообще не просто. Просить – значит унижатьСЯ – унижать СЕБЯ. Но как же это слово «просить» близко по звучанию к «простить» …

Совесть. Можно ли договориться со своей совестью? Вообще-то Совесть – дама неумолимая. А если её можно уломать, то это и не совесть вовсе.

Социально-политический, нравственный смысл рассказа Стивена Кинга «Слепой Уилли» (1982 г.) из цикла «Сердца в Атлантиде», на мой взгляд, не лежит в одной плоскости. Он – многогранен. Только на первый взгляд, при поверхностном прочтении, может показаться, что всё просто. Не зря же на протяжении всего рассказа звучит напев из песни: «Видишь ли ты, что вижу я …» Автор как бы призывает читателя – смотри и ты увидишь.

Ветеран войны во Вьетнаме просит подаяние, как нищий, в большом городе. Распространённое явление для Америки 1983 года? Скорее – исключение. А в этой истории – он единственный. И только, благодаря тому (со слов автора), что американцы ничего не замечают из того, что их не касается, он не один год продержался на своём месте уличного попрошайки в Нью-Йорке.

Что делает Уилли (Билл) Шерман – благополучный гражданин великой страны, прикидываясь слепым нищим – уличным попрошайкой? Автор описывает, как это нелегко изображать слепого нищего целый день – изо дня в день – с армейской выправкой (прямая спина, руки вдоль тела), в тёмных очках – на столько тёмных, что к концу каждого дня он чуть ли действительно не становится слепым. При этом он не только получает подаяние, но и – унижение, оскорбление. Он платит «дань» – у него вымогают не маленькие суммы из собранных «доходов».

Не раскрывая сюжета рассказа, достаточно сложно выразить впечатление от него и чувства, которые приходят во время осмысления. Кинг описывает историю не только отдельно взятого человек, с которым читатель познакомился ещё в «Низкие люди в желтых плащах», но и историю своей страны.

Главный персонаж – это Билли Шерман – один из троицы хулиганов, причастный к избиению Кэрол Гербер. Его грех требует покаяния и искупления вины. Несомненно. И Уилли его искупает. Он не забывает о нём ни на минуту…

Но ещё больший грех взваливает на себя Шерман за всю Америку – за Вьетнам. Он чувствует себя, как Иисус на Голгофе, принявший все грехи человечества во их искупление.

За грехопадением должно последовать покаяние. За покаянием – искупление греха. За то, что солдат чуть не ослеп во Вьетнаме, но не ослеп – Господь сохранил ему зрение, за то, что он вернулся с руками и ногами, следует благодарение – неустанное, ежедневное, искреннее… Для него каждый день – «сверхурочная работа и даже больше» на импровизированной паперти – отличный день! Только вдуматься в это! У него каждый день ЖИЗНИ – отличный. При этом разнообразием не отличающийся. Попробуйте только вообразить себе его жизнь после Вьетнама.

У меня больше слов нет … Рассказ – просто потрясающий. Он – мал, но на столько глубок, что не поразиться гениальности писателя, мне кажется, невозможно. У него столько осталось между строк …

Стивен Кинг – талантище! Я снова и снова открываю его для себя. Причём всякий раз – с разной стороны.

Наверно излишне добавлять, что рассказ мне понравился. Но при этом он вымотал меня … эмоционально.