Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 ноября 2020 г. 18:45

2K

4.5 Пусть месть сладка, прощенье слаще

Сегодня у меня день Шекспира, после "Короля Лир" я осмелился обратиться к "Буре". Эта пьеса стоит некоторым особняком в творчестве английского драматурга, она и одна из самых поздних, и одна из самых коротких, и наполнена мистикой, как никакая другая шекспировская пьеса. А ведь после "Короля Лира" я недаром вспомнил именно об этой пьесе, эти два произведения объединяет тема бури. В "Короле Лире" во время бури наступает прозрение старого обманутого отца, запутавшегося в жизненных обстоятельствах, там буря является толчком к осознанию истины.

Здесь - в "Буре" - буря повод переиграть и исправить серьезные жизненные ошибки. "Буря" невероятно оптимистическое произведение, даже может возникнуть сомнение, а точно ли эту пьесу написал Шекспир, который почти всегда избегал хэппи-энда.

Мне показалось, что именно "Буря" подсказала Евгению Шварцу сюжетную основу его бессмертного "Обыкновенного чуда". Помните, там волшебник живет с женой в карпатских горах, и в своих целях устраивает непогоду, чтобы заманить королевский кортеж к себе домой. У Шекспира тоже волшебник живет на отдаленном острове с дочерью, и устраивает бурю, чтобы заманить к себе на остров королевскую компанию. Далее акценты в пьесах расходятся, но общий лейтмотив обоих произведений вертится вокруг тем любви и прощения.

Просперо, бывший господин Милана, подлостью лишенный власти, и оказавшийся на диком острове, смог подчинить себе стихии и освоить науку колдовства. Свои новые способности Просперо пытается использовать не для того, чтобы отомстить обидчикам, как может сначала подумать зритель или читатель, а для того, чтобы пристыдить их и восстановить справедливость.

Параллельно он еще создает условия для возникновения любви между принцессой и Медведем... Ой, это я снова сбиваюсь на пьесу Шварца, конечно же, речь идет о дочери Просперо - Миранде и сыне неаполитанского короля - Фердинанде. Юная девушка, не видевшая других людей, кроме отца, влюбляется в первого встречного, ведь принц был первым человеком, которого она узрела воочию. И как тут не вспомнить шварцевскую принцессу, обещающую выйти замуж за первого встречного.

Дело в том, что до сих пор Миранда имела дело только с духами и монстрами. До того, как на острове появился Просперо с дочерью, здесь правила злая колдунья Сикоракса. Просперо победил её, и в его подчинении оказался бесплотный дух Ариэль и сын Сикораксы - дикий монстр Калибан.

Вот, о Калибане хотелось бы поговорить особо. По мнению большинства исследователей творчества Шекспира эта фигура представляет образ дикаря, обитающего в девственных землях. Начало XVII века, когда сочинялась пьеса, Англия мощно начинала свою экспансивную эпопею по покорению и эксплуатации колоний. Требовалось определиться в отношении к аборигенам, и Шекспир в доброй и фееричной пьесе поднимает и этот непростой вопрос.

Обращает на себя внимание имя монстра - Калибан, оно так близко к слову каннибал. Представление о каннибализме народов далеких от цивилизации краев было в то время практически нормой. Шекспир пытается описать алгоритм общения белого человека (Просперо) с дикарем (Калибан). Просперо учит Калибана языку, манерам, но дикарь не испытывает к нему никакой благодарности, и втайне мечтает убить его и ограбить. Таковы все дикари - возникал у зрителя ожидаемый вывод.

Когда же Калибан знакомится со Стефано и Тринкуло, то они подкупают дикаря алкоголем, он готов облизывать им ботинки, если они убьют его обидчика Просперо. В этом сюжетном повороте Шекспир обозначил такую проблему как колониальные войны между метрополиями за право эксплуатации той или иной территории. А когда в конце пьесы всё счастливо заканчивается, то и Калибан получает свой кусочек счастья - хозяин его простил и позволил заниматься приборкой помещений - каждому своё, как говорится.

Вот, только я боюсь, что рано или поздно поборники либеральной толерантности доберутся и до Шекспира, объявят его идеологом колониализма, а заодно и рабовладения, и добьются запрета "Бури", как минимум. Но, даже если это и случится в каком-либо штате США, у нас до этого, я уверен, не дойдет - для нас Шекспир дороже политической моды.

1167
..

Комментарии


Мне показалось, что именно "Буря" подсказала Евгению Шварцу сюжетную основу его бессмертного "Обыкновенного чуда".

И Джон Фаулз в "Коллекционере" обращается к этой пьесе Шекспира, переосмысливая классический сюжет.


Буду иметь в виду. "Коллекционера" я еще не читал..


Еще Волхв в эту же тему как более оптимистичный вариант Коллекционера! Их в паре хорошо читать и если не хватит, то отдельные главы Кротовых нор - это что-то типа дневников автора, но ближе к художественно книжке, чем к черновикам.
Идея про Обыкновенное чудо очень интересная!


Спасибо за советы. "Волхв" есть у дочки, точно знаю. Дайте время - одолею )


Кстати, если доберетесь до него, обратите внимание на такую историю: Пелевин в одном из интервью на вопрос про актеров для Чапаева и Пустоты (скорее всего в шутку, хотя кто его знает) видел в роли Чапаева Энтони Куинна - он как раз играет Волхва в экранизации 1968 года. Есть что-то родственное в этих персонажах!


Вот, только я боюсь, что рано или поздно поборники либеральной толерантности доберутся и до Шекспира, объявят его идеологом колониализма, а заодно и рабовладения, и добьются запрета "Бури", как минимум


Не, с Шекспиром здесь (в США) поступают проще...разбавляют актерский состав афро-американскими актерами...и сразу нет расовой проблемы :)))
В "Буре", например, и Миранда, и ее отец - афро (постановка в одном из театров ЛА год назад)
А в последнем просмотренном мной "Отелло" (Westwood Theatre)...Отелло играл актер индийского происхождения....а Дездемона (!) была иссиня черненькая....

Так что за Шекспира можно не переживать....точно не запретят :)))


Но не за Колумба :)))


Ну, с Колубмом уже все случилось... Его уже не любят.... Теперь Columbus Day - это Day of Native American Heritage :))


Отелло играл актер индийского происхождения....а Дездемона (!) была иссиня черненькая

Мне кажется тут дело не в толерантности, а просто других актеров в театре не было. Все белые в Голливуде. Там больше платят


Так это в Голливуде и есть :)) Westwood - это часть Лос Анжелеса...в самом Голливуде (который тоже часть ЛА) театров не так много...а киностудий там вообще давно не осталось :)
Здесь система отличается от России...актеры не "приписаны" к одному театру, а работают со многими в городе (с какими-то чаще, с какими-то реже)...так что все наши актеры играют по всему городу


Я имел в виду "не в театре, а в кино".

актеры не "приписаны" к одному театру, а работают со многими в городе

Театр - не дом, а место для представления. Вот оно - загнивающее западное искусство! Ничего не изменилось со времен командировки Ильфа и Петрова!


Опять же....здесь кино и театр почти никогда не совмещают... Либо ты играешь в театре, либо снимаешся в кино... Очень мало актеров, которые могут (и хотят) и то, и другое

А со времен Ильфа и Петрова и правда мало что изменилось :))


А что, гимнаста Тибула не было?
Спасибо за Шекспира, Сергей!