Больше рецензий

1 ноября 2020 г. 13:11

823

4

Идею этой книги автор вынашивала еще с юности, прочитав тогда документальную книгу о судьбе Грейс Маркс. 1843 год, Канада. 16-летняя Грейс, прислуга-иммигрантка из Ирландии, вместе с конюхом Джеймсом Макдермоттом были признаны виновными в жестоком убийстве своего хозяина Томаса Киннира и его беременной любовницы-экономки Нэнси Монтгомери. Дело получило большой национальный резонанс и широко освещалось в прессе. Юной, миловидной «прославленной убивице», в отличие от ее сообщника, удалось избежать виселицы, получив пожизненное тюремное заключение, да еще и провести некоторое время в психиатрической лечебнице Athens Lunatic Asylum. Это учреждение предназначалось для осужденных убийц, а Грейс стала первой женщиной в Канаде, которая туда попала. Потом она 29 лет отбывала наказание в обычной тюрьме, после чего была помилована, освобождена и пропала без вести.

Этвуд представляет свое видение происшедшего, дополняя роман вымышленными персонажами, настоящими газетными статьями и выдержками из документальных книг. При чем большая часть исторического пласта передана очень детально и скрупулезно, напоминая настоящую энциклопедию викторианского быта и труда служанок середины 19 века.

Основная сюжетная линия связана с попыткой терапии Грейс молодым, наивным и тщеславным доктором Саймоном Джорданом, грезящем о фуроре в мировом психологическом сообществе. Не спеша, словно Шахерезада, в произвольном порядке, эпизод за эпизодом она рассказывает ему историю своей жизни, полную потерь и лишений, самостоятельно анализируя и оценивая пережитое. Рассказ Грейс фрагментарен, все происходит за шитьем лоскутных одеял, и каждая часть истории названа определенным узором на одеяле, как метафора противоречивости человеческого опыта, который не всегда раскладывается на простейшие составляющие. Так на одеяле жизни оживают темы безысходности, иммиграции, нищеты, насилия, лицемерного ханжества, разницы положения М и Ж. Последним в рамках этого мира уготована только одна из ролей: «добропорядочной леди» или распутной девки, простушки или демонессы.
Не смотря на ключевую фабулу – двойное жестокое убийство, роман - не стандартный детектив или триллер. Ни крови, ни динамичного экшена, ни гениальных догадок читатель здесь не найдет. Это социально-психологический роман напоминает разбитое зеркало, где в разбитых осколках каждый видит свое - классовое неравенство и «место женщины» в реалиях XIX века, безумие и сверхъестественное, ревность и зависть. И выводы каждый делает свои.