Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 октября 2020 г. 22:51

411

4 Суровые годы Вечного города

Милий Езёрский жил в бурное и неспокойное время. Он принадлежал к тому поколению писателей, которые прошли через испытания гражданской войной, почувствовали не себе её последствия и отобразили пережитое в той или иной форме на бумаге. Исключением не стал и наш автор. Его тетралогия об эпохе гражданской войны в Риме под общим названием «Власть и народ» - тому подтверждение. Первая книга из цикла («Гракхи») раскрывает предпосылки той самой войны, автор хорошо описывает противоречия гражданской общины, извечную борьбу богатых патрициев и постоянно беднеющих плебеев, партий оптиматов и популяров, горожан и представителей деревень, наконец, самих жителей Вечного города и обитателей провинций. Всё это к середине II века до нашей эры сплелось в такой клубок противоречий, распутать который оказалось не так-то просто. И неудачная попытка реформ братьев Тиберия и Гая Гракхов – тому подтверждение.

В процессе чтения романа довольно часто встречаются выдержки из трудов Аппиана и Плутарха, Веллея Патеркула и других античных авторов. Чувствуется, что Милий Езёрский хорошо знаком с источниками. Не зря автор на отлично прошёл классическую языковую школу ещё во время учёбы в гимназии. Уже тогда молодой Езёрский зачитывался греческими и римскими авторами, постоянно интересовался культурой и бытом античного мира. В то же время обращается с первоисточниками автор достаточно вольно. Целому ряду героев приписывает те чувства, которые они на самом деле не чувствовали, да и сама эпоха не позволяла им этого делать. Так, согласно Езёрскому, мать Гракхов, Корнелия, мечтает, чтобы её сын стал диктатором, захватил власть в свои руки и уничтожил богатых. Конечно, время сплошной коллективизации 30-х годов прошлого века, когда писался сам роман, делало подобные идеи очень популярными. Однако Милий по-видимому забывает, что сама Корнелия – представитель богатого патрицианского рода, и мечтала она не об уничтожении богатых, а о мире в стране и её процветании, в том числе зиждившемся на заботе о бедных. Сам Тиберий нервничает и грубит своим близким, хотя согласно тем же источникам, он никогда не позволял себе повышать голоса на мать, уважая и преподнося её чуть ли не на пьедестал. Это лишь некоторые из примеров, которых, в принципе, в книге довольно много.

Интересно, что в романе нет абсолютно положительных или отрицательных персонажей. Даже сам Сципион Эмилиан, который хитёр, кровожаден и очень суров в военных делах, на личном фронте – личность двойственная. Милий Езёрский хорошо показал внутреннюю борьбу своих персонажей. Гракха – в борьбе за интересы народа, Корнелии – в выборе между положением и личными интересами, Сципиона Эмилиана – в метаниях на личном фронте между привлекательной, но бедной клиенткой или ущербной и богатой женой-патрицианкой.

При всём при этом Милий Езёрский не превратил историю гражданских войн в Риме ни в пропагандистское, ни в бульварное чтиво. Автор хорошо воссоздаёт духовную обстановку в Риме, трагический накал событий, быт и нравы римского общества эпохи деградации семейных ценностей и патриархальных устоев. Поэтому читатель может получить достаточное представление о том, какова же была эпоха Гракханского движения в Риме 2150 лет назад, перенестись в тот период и ощутить на себе все «прелести» того мира.

Очень жаль, конечно, что роман, как и творчество автора в целом, сегодня – востребованы слабо. И дело даже не столько в противоречивости книги, сколько в противоречивости самой эпохи её написания. И если в предвоенное время молодежь буквально зачитывалось произведениями Милия Езёрского, то уже после войны к «старой литературе» возвращаться уже никто не планировал. Да и востребованность тематики несколько сменилась: война, героическое послевоенное восстановление. Новое поколение интересовали уже совсем иные проблемы, как и заказ – был другим. Так и получилось, что среди зачинателей исторического жанра в Советском Союзе имя Езёрского выпало.

Прочитано в рамках Книгомарафона, октябрь 2020 года.