Больше рецензий

be-free

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 октября 2020 г. 10:15

2K

5 Очень личная беседа с любимым автором

Каждый большой роман – кусочек души писателя. В тексте спрятаны его личный опыт и восприятие мира. Если сможешь, то отыщи их. Другой вопрос, нужен ли автор читателю в отрыве от его произведений. Мне точно нужен. Особенно когда речь идет о Людмиле Евгеньевне. Улицкая не прячется за обложками, ее много в медийном пространстве, она регулярно дает интервью. Ее интересно слушать, на нее приятно смотреть. Но какой же подарок новая книга «Бумажный театр», в котором та самая настоящая Улицкая, как в интервью, только в родном царстве текста.

«Бумажный театр» - сборная солянка всего самого вкусного. Это мысли Людмилы Евгеньевны на ее любимые темы: театр и чтение, сценарное мастерство и сами сценарии с комментариями, пьесы и вехи отечественной истории с примерами из настоящей жизни. То, что оставалось за пределами художественных текстов, но прорывалось в других работах. Улицкая часто выходит на откровенный разговор к читателю, делится сокровенным («Священный мусор», «Детство 45-53. А завтра будет счастье»). И каждый раз это новые штрихи к уже сложившемуся портрету. Кажется, мы знакомы лично. И не только с Людмилой Евгеньевной, но и с ее друзьями, о которых она всегда говорит с теплотой и любовью. Поэтому Улицкая для меня еще и великий Учитель. Учитель в дружбе и в умении не осуждать, восхищаться со стороны. В ее последних работах персонажи стали максимально реальными, за ними стоят живые люди. Многие уже ушли, но теперь навсегда останутся в словесном искусстве их образы. Их подруга подарила им вечную жизнь.

«Бумажный театр» состоит из текстов-размышлений, чередующихся со сценарными работами. Все начинается с театра. Не могу назвать себя большим поклонником искусства Мельпомены, но как приятно было прикоснуться к великому через слова мастера, умеющего передать свои чувства читателю, заразить его своей страстью. Затем идут сценарий к фильму «Сестрички Либерти», который явно превосходит свое экранное воплощение, и пьеса «Юбилей». Не думала, что пьеса может быть такой выразительной - я из тех читателей, кому подавай море подробностей и рефлексию героев. Однако может.
Следующий раздел - «Ближний круг». Здесь речь идет не о том, что наполняет Людмилу Евгеньевну, а о том, от чего триггерит: друзья и ВОВ. Какие яркие люди, какие непростые у них судьбы. «Любовь без взаимности» как раз о том, как можно восхищаться человеком со стороны, зная, что ты ему не очень-то и симпатичен. Ведь необязательно всегда так, чтобы искры и общая химия. Существуют еще и непредвиденные обстоятельства. «Инвалиды» - больная тема Улицкой, как и ВОВ в целом. Она уже не раз высказывалась по этому поводу и текстом, и речью. Но не выветрилось негодование, наоборот, отшлифованное словами, окаменело. Понятно почему. Осторожно, это больно читать. Здесь не спрячешься за успокоительным убеждением, что все «художественный вымысел».
Два сценария - «Босховы детки» и «Чума» - еще одно доказательство, какими разными могут быть работы талантливого автора. «Деток» очень легко представить одним из голливудских блокбастеров, где в роли Крепкого орешка оказывается женщина. Актуально и смешно: феминизм и одна из популярных теорий всемирного заговора спрятаны в захватывающий экшн. «Чума» как никогда своевременна. И снова Улицкая не может обойтись без пародии и сатиры. Участники трагичных событий одновременно оказываются персонажами нелепой комедии положений. Смех – самое верное противоядие накопившемуся страху. И это работает наверняка.
Еще есть раздел «К русскому космизму». Однако оказалось, что это то поле, где я не игрок. Но было тоже интересно.
Ну и на десерт история любви к книгам и литературе. Близкая тема нам всем.

Если считать, что каждая новая книга должна приносить новое знание, то «Бумажный театр» идеально соответствует. Оказалось, что далеко не все пьесы скучные. А еще я поняла, что Улицкая любитель смысловой многослойности и, вероятно, далеко не все слои ее прошлых произведений я рассмотрела. С этой книгой Людмила Евгеньевна стала мне еще чуточку ближе. И пусть я не стану вешать по советской моде портрет на стену своей квартиры, зато очень часто ее высказывания и мысли врываются в поток моего сознания. Я веду с Улицкой бесконечный диалог в своей голове, как с очень близким человеком, с которым никогда не можешь наговориться.